Царь обезьян The Monkey King
Когда-то демоны пытались уничтожить Небесные Чертоги и сместить Нефритового Императора (Чоу Юн-Фат), но их войско было разбито, а их предводителя (Аарон Квок) спасла сестра Императора, упросившая брата даровать ему жизнь. Чтобы исключить подобные бунты, богиня Ну Ва (Чжан Цзилин) возводит вокруг Небесных Чертогов защитный панцирь и заодно дарит жизнь маленькой обезьянке, которая вырастет в Сунь Укуна (Донни Йен) – отважного, но непоседливого воина. В будущем ему предстоит сыграть очень важную роль в надвигающемся повторном восстании демонов.
«Царь обезьян» был снят еще несколько лет назад, но выпускать его в прокат авторы не торопились – доводили до ума спецэффекты, которых в картине изначально должно было быть не просто много, а очень много. В конце концов бюджет ленты раздулся до феноменальных 500 миллионов юаней (более 80 миллионов американских долларов!), что сделало «Царя обезьян» одним из самых дорогих проектов в истории китайского кинематографа. Продюсеры очень сильно рисковали, права на провал у них не было – и, к счастью, его не случилось.
Говорить о том, сколько в конце концов создатели фильма положат себе в карман, пока рано (прокат еще идет), но сиквел уже официально одобрили. Донни Йен, начинавший промо-кампанию с рассказов о том, что многочасовой процесс гримирования его буквально заколебал и на повторение этого подвига в продолжении он не согласится ни в коем случае, в конце концов сменил гнев на милость и начал намекать, что нет ничего невозможного. И это тоже хорошая новость, потому что Царь Обезьян Донни Йена – это лучший Царь Обезьян из всех, что когда-либо появлялись на экранах. Прости, Стивен Чоу, извини, Хуанг Бо, но Донни Йен играет не только лицом (и действительно играет), он играет всем телом – он вертит головой, как обезьяна, ходит, как обезьяна, часто моргает и выдает избыточную, но очень реалистичную мимику. В какой-то момент перестаешь отдавать себе отчет, что перед нами не чудо природы, прямоходящая обезьяна, а актер – о том, что это Донни Йен, вспоминаешь только в экшен-сценах, в которых пластика Донни приходится как нельзя кстати.
Если говорить о фильме в целом, то первое время «Царь обезьян» удивляет – и не очень приятно. После комедийных и постмодернистских версий «Путешествия на Запад» от Стивена Чоу (речь о "Китайской одиссее" и "Путешествии на Запад: Покорении демонов") этот фильм смотрится, как их облегченная, семейная версия. И «семейная» в не очень хорошем смысле – совсем детский слэпстик-юмор и странные зверюшки, загримированные так аляповато, словно на дворе все еще 80-е и мы смотрим какую-нибудь «Скалу Фрэглов» Джима Хенсона (тут есть и «спецэффектные», и «кукольные» зверьки), заставляют в недоумении поднять бровь.
Но стоит только сюжету крепко встать на ноги, перейдя от расширенного пролога об отрочестве Царя Обезьян к собственно истории о войне Демонов и сил Неба, фильм даже не то чтобы преображается – скорее, переубеждает. Не нужен постмодернистский стеб. Не нужно смешение жанров. Нет, это абсолютно прямолинейная и по-хорошему бесхитростная экранизация классического мифа – без подводных камней, без фиг в кармане, подробная, понятная, очень выразительная визуально.
Можно подумать, что 80 миллионов долларов – это очень много, но это не совсем так, особенно когда имеешь дело либо с гигантскими декорациями, либо с зеленым экраном. В «Царе обезьян» все именно так – «простых» фонов тут не бывает вообще, а в финальные полчаса, когда начинается решающее сражение, начинается такое спецэффектное буйство, что какие-нибудь "Властелины стихий" на этом фоне кажутся скромной инди-драмой. И пусть отдельные кадры выглядят сильно слабее голливудских аналогов, фантазия, красочность и изобретательность экшена с лихвой это искупают. Это действительно грандиозно – разумеется, если смотреть фильм на большом экране и в достойной копии.
Примечательно, что даже в финале фильм не вырождается в череду анимированных картинок – да, по трагичности «Царю обезьян» далеко до того, что делал с мифом Стивен Чоу, но история получается драматичная и захватывающая, с правильно расставленными акцентами и ударениями в нужных местах. Отдельно в кои-то веки похвалю Аарона Квока – нет, как актер он не показывает ничего особенного, но тот, кто пригласил его на главную злодейскую роль, попал точно в цель. Его амплуа хорошего парня создает мощный диссонанс с тем, что мы видим на экране – повелителю демонов хочется сопереживать, но его поступки раз за разом ставят зрителю жестокие подсечки. Хорошо, что этого героя мы еще увидим в дальнейшем. Вообще, хорошо, что историю еще есть куда продолжать – заканчивается она заточением Царя Обезьян на 500 лет, так что ждем Путешествия на Запад. Хотя эту историю рассказать в такой же клипово-броской манере уже вряд ли получится.
Царь обезьян
Xi you ji: Da nao tian gong, 2014
張恆遠 + 畢夏 -《大鬧天宮》MV (電影西遊記之大鬧天宮全球推廣曲)
Bi Xia & 張恒遠
The Monkey King
Xia Bi & Zhan Gheng Yuan
https://www.youtube.com/watch?v=RW5dkMcz6W4
Из Донни Йена, как ни странно, получился очень убедительный обезьяний царь (да простят меня поклонники его крутизны :))). Эта роль "приоткрыла" и другую сторону его таланта.
Трейлер 2-го царя обезьян мягко говоря сильно удивил - там ведь место Донни займет Аарон Квок, сыгравший в первой части демона-быка. Вот китайцы намудрили!
Единственные светлые пятна - это Аарон Квок в роли злодея и последние полчаса картины. Но, откровенно, не цепануло от слова "совсем."
В целом, это скорее фильм для детей, подростков, тех, кто не знаком с Царем Обезьян и, конечно, тех, в основном китайцев, которые отдали за просмотр много денег, для кого сам предмет рассказа является национальной фольклорной гордостью и предметом множества литературных научных изысканий. Как для японцев бесконечные переделки "47 ронинов", например.
Не чувствется, увы, в этом всем драмы. Накала страстей нет, смерть героев подана так корректно, что не вызывает чувства сострадания и плюс невозможность погружения из-за перепадов из кино в театр и обратно. Так что, не провал, конечно, но в стане фильмов про Царя Обезьян далеко не первое место.
Давеча прочитал статья Бориса Иванова про порнуху (кстати, у Иванова была похожая статья в одном из старых номеров"Тотал ДВД"). Там есть строчки, которые точь-в-точь подходят "Царю обезяьн":
"Например, все монстры в фантастической картине должны быть одинаково достоверны (или недостоверны). А не так, что один монстр – это хитроумная компьютерная анимация, а другой, такой же по сюжетной сути, – актер в костюме из ТЮЗа и детской маске Чуда-юда. Либо одно, либо другое. Иначе фильм стилистически развалится и «напряжет» публику."
В "Царе обезьян" одни монстры- это компьютерная анимация, а другие- актёры в аляповатых костюмах. По-моему, стилистически это очень плохо сочетается- у многих зрителей это должно вызвать диссонанс. Хотя есть примеры удачного сочетания компьютерных и "обычных" спецэффектов. Например, "Звездные войны Месть ситхов", где Йода сделан при помощи компьютера, а Чубака- это мужик в костюме.
Фильм сам по себе вроде не плохой, но например, желания оставить в коллекцию или пересмотреть нет, что уже говорит само за себя))) Жутко не понравилось, что с момента, когда Царя Обезьян подставляют с пилюлями на небесах, практически вся эта экшен-сцена, до момента падения (а это минут 10!) - практически отсутствует 3D. Периодически появляется обьемный план, но основное время сидишь в очках, смотришь на плоскую картинку и чувствуешь себя дураком))) Продюсеры решили чуток сэкономить, это понятно - но появляется ощущение, что тебя обманули, и на общем впечатлении от фильма это тоже сказывается...