Это были герои The Heroic Ones
Генерал Ли (Ку Фенг) и его тринадцать сыновей-генералов – настоящие герои, мастера боевых искусств и отважные воины. Но их развязное поведение не нравится чиновникам из числа приближенных к императору, поэтому, даже несмотря на победы, которые тринадцать сыновей Ли одерживают на поле боя, против них плетут козни. Однако настоящая угроза приходит не снаружи, а изнутри – двое сыновей Ли решают, что их недостаточно ценят, и пытаются доказать свои таланты, ставя под угрозу жизни других.
«Это были герои» в целом мало чем отличаются от других героических эпосов Чанга Че начала 70-х, но при этом стоят в этом ряду немного особняком – в отличие от многих других картин этой волны, это фильм не о победе, а о поражении. О том, как зависть, тщеславие и порочность двух человек уничтожила целый клан, устроив междуусобную войну, в которой брат пошел на брата. Притча, достойная рассказа, и рассказанная вполне достойно.
У фильма немного эпизодичная, «рваная» манера повествования. Нет, из рассказа не теряются куски и в целом история связная и внятная, но среди многочисленных героев трудно выделить главных – Ти Лунг и Дэвид Чианг, которых Чанг Че ставит в центр внимания, все равно получают не так уж много экранного времени и в финальной схватке вообще не участвуют. Героиня Лили Ли, с которой у одного из персонажей намечается роман, как-то тихо погибает за кадром. Понятно, что в таком построении сюжета нет ничего криминального, но смотрится картина из-за этого пренебрежения «классической формулой» уся-боевика немного непривычно.
Фильм определенно не разочаровывает в плане экшена – он не очень разнообразен по части оружия (герои сражаются либо мечами, либо копьями), но очень качественно поставлен и исполнен. Здесь много батальных сцен и внушительных массовок, достаточно натурных съемок – хотя часть все-таки проходит в очевидных декорациях, а отдельные ночные сцены очень странно подсвечены (кто-то за кадром пускает «солнечных зайчиков» отражений в лица актерам). В целом же фильм производит впечатление качественного и достаточно необычного, чтобы запомниться, но все-таки не прорывного и не эпохального.
Массовка в лучших традициях Чанга Чэ, используется как и в других его фильмах того времени (только вот ощущение, что враги пытаются сражаться, но не сражаются, пытаются догнать героев, но не догоняют).
Возникает вопрос, как юная Лили Ли наготовила на такую голодную ораву мужиков и даже не вспотела (отсутствие капель пота на ее лбу это упущение). Чувствуется, что именно Чианг является главным героем, ему больше всего уделено времени, у него любовная линия с Лили Ли, он самый лучший боец и у него больше всего мудрых фраз, а остальные братья больше для фона, даже Ти Лун. Вот только ближе к концу повел себя очень недальновидно. За финальную разборку и четвертование на балл ниже.