20 лучших экшен-хореографов Гонконга (Часть 2)
Борис Хохлов
11 января 2011 в 01:11
1 / 4 726
Продолжение материала о лучших экшен-хореографах Гонконга с конца 70-х по наши дни.
15. Цуй Сиу-Минг (Tsui Siu-Ming)
В кино Цуй Сиу-Минг пришел еще ребенком в начале 60-х и за первое десятилетие успел добиться определенного признания как актер. С конца 70-х предпринял вторую попытку покорения звездного Олимпа – на этот раз уже как режиссер и экшен-хореограф. В числе его ранних работ –режиссура боевиков «Кулак буддиста» (1980, совместно с Юэнем Ву-Пингом), «Главарь банды» (1982, экшен-хореограф Юэнь Чеунг-Ян) и «Мастер феншуя» (1983, экшен-хореограф Юэнь Чеунг-Ян). Начиная с 1985 года ставит экшен самостоятельно или в паре с Чо Вингом – в таких фильмах, как «Святая роба храма Шаолинь» (1985), «Мираж» (1987), «Рожденный защищать» (1988), «Похороните меня повыше» (1991), «Чудо на 90 дней» (1992). Также ставил экшен в первом американском проекте Ронни Ю «Доблестные воины» (1997). В числе последних работ в качестве экшен-хореографа – боевики «Миссия близнецов» (2007) и «Чемпионы» (2008), на 2012 год заявлен боевик «Тигриная гора» с Джеки Чаном в главной роли, который Цуй Сиу-Минг снимет как режиссер. Также Цуй Сиу-Минг много работает над кунгфу-сериалами на телевидении и занимает пост исполнительного директора киностудии Emperor Motion Pictures.
14. Стэнли Тонг (Stanley Tong Kwai-Lai)
Послужной список Стэнли Тонга довольно короткий – как экшен-хореограф он работал всего над десятью фильмами, но в данном случае важно не количество, а качество. Первой работой Тонга был приключенческий боевик «Великолепные воины» (1987), над которым он трудился в весьма впечатляющей компании – бок о бок с Стивеном Тунгом, Фунгом Хак-Оном и Бенцем Конгом. А уже в следующем году Стэнли в одиночку поставил экшен в «Ангеле 2» (1988), в котором он также был сорежиссером. В 1991-м Тонг дебютировал в соло-режиссуре авантюрным экшеном «Воины каменного века» (1991), и эта картина привлекла к нему внимание Джеки Чана, который доверил ему постановку третьей части «Полицейской истории». Фильм оказался одним из лучших в цикле, и в следующем году Тонг поставил как режиссер и экшен-хореограф его ответвление – «Проект С» (1993). В числе последующих работ Тонга «Разборка в Бронксе» (1995), «Первый удар» (1996), в обоих из которых он был режиссером и (на пару с Джеки Чаном) постановщиком боев, «Шанхайский связной» (2000, режиссер и экшен-хореограф) и «Миф» (2005, режиссер и вместе с Джеки Чаном и Юэнем Таком постановщик боев). В конце 90-х он безуспешно пытался прижиться в Голливуде, сняв комедию «Мистер Магу» (1997) с Лесли Нильсеном и поставив несколько серий сериала «Китайский городовой» с Саммо Хунгом. В числе его планов на будущее, правда, только режиссерские работы – еще один совместный проект с Джеки Чаном (рабочее название «Легенда китайского зодиака») и боевик «Авангард» (2011) с Донни Йеном.
13. Ман Хой (Mang Hoi)
Как и многие другие участники этого списка, Ман Хой начинал как актер (он снимается с начала 70-х, еще ребенком), но с конца 70-х подался в экшен-хореографию. Его первыми работами в этом качестве стали кунгфу-боевики «Кунгфу против йоги» (1979), в котором он ставил бои на пару с Цуй Фатом, и «Смертельная дуэль кунгфу» (1979), в котором его партнером стал Чин Юэт-Санг. В будущем Ман Хой также предпочитал работать в командах – например, с Кори Юэнем («Да, мадам», «Ниндзя в логове дракона») и Саммо Хунгом («Над законом», «Рикша»). В числе его соло-работ комедийная мелодрама «Призрак любви» (1983), боевики «Королевские воины» (1986), «Наследие гнева» (1986), «Подставленный» (1989), комедии «Пробейся назад в школу 3» (1993), «Азартное привидение» (1991). Сейчас от кино отошел – его последние работы в качестве экшен-постановщика вышли в 1995 году («Лезвие» вместе со Стивеном Тунгом и Юэнем Буном) и в 2000-м («Отряд D7»), а его последнее появление в качестве актера датируется 2004-м (в комедии «Ресторан Осака»). Как режиссер снял два фильма – «Над законом 2» (1989) и «Тантана» (1991).
12. Никки Ли (Nicky Li Chung-Chi)
Выходец из Каскадерской Ассоциации Джеки Чана, а с некоторых пор – ее лидер. Пришел в кино в 1987 году, одновременно как экшен-хореограф и каскадер, первая работа – в «Операции А 2» (1987), дальше, в составе Ассоциации, как в фильмах с Джеки Чаном (в том числе, его американских проектах), так и в фильмах, которые Чан продюсировал («Инспекторы в юбках 2», «Джонни с подмостков»). С середины 90-х начал работать и отдельно от Чана – он ставил экшен в «Изнасилованной ангелом» (1993), «Кидале» (1998), «Молодых и опасных 4-5 и Приквел» (1998). В 1999 поставил бои в «Полиции будущего» и в числе прочих натаскивал в боевых искусствах Николаса Цзе. Впоследствии он занимался и подготовкой Энди Она – для боевиков «В поисках мистера Совершенство» (2003) и «Новая полицейская история» (2004). В последние годы работает особенно активно, постепенно занимая лидирующие позиции в быстро пустеющей индустрии. В числе его постоянных «клиентов» Бенни Чан («Невидимая мишень», «На связи», «Город в осаде») и Деннис Лау («Фатальный контакт», «Фатальный ход»), Ли часто работает с Джеки Ву – на пару они сняли боевик «Легендарный убийца». Из числа последних работ в качестве хореографа еще и боевик «Дурная кровь» (2010).
11. Юэнь Так (Yuen Tak)
Один из «семи счастливчиков» (которых на самом деле было намного больше, чем семь) – воспитанников школы пекинской оперы, учившийся вместе с Джеки Чаном, Саммо Хунгом, Юэнем Бьяо, Юэнем Ва, Кори Юэнем и другими будущими звездами гонконгского экшена. Начал работу в кино в конце 70-х – сразу как актер эпизода (хотя впоследствии были и второстепенные, и даже главные роли) и как экшен-хореограф на студии Shaw Bros. Вплоть до 1982 года работал вместе с Цуй Фатом и Хсу Хся (в числе его работ этого периода «Боксер из храма», «Трусливый ублюдок», «Парень из Квантунга»), последние три года на Shaw Bros (закрывшей свое производственное подразделение в 1985-м) работал уже с кем придется. С конца 80-х его карьера получила резкий толчок – он в одиночку поставил экшен в «Драконе из России» (1990), «Принце Солнца» (1990), «Возврата нет» (1991), «Спасителе души 1-2» (1991-1992), «Женщинах в бегах» (1993), «Драконе маджонга» (1997), «Входят орлы» (1998). Также у него сложился прочный дуэт с Кори Юэнем. В числе их самых известных совместных работ «Она стреляет метко» (1990, вместе с Ман Хоем), «Операция Скорпион» (1992, вместе с Лиу Чиа-Лянгом), две части «Фонг Сай-Юка» (1993), «Телохранитель из Пекина» (1994), «Мой отец герой» (1995). Его стилистика – одна из самых узнаваемых в индустрии: бешеная скорость и сложнейшие, граничащие с фантастическими прыжки и полеты, выполненные, тем не менее, по возможности с минимумом вспомогательных тросов. В середине нулевых на время ушел из кино, но не так давно вернулся с фильмами «Снайпер» (2009), «Кунгфу-киборг» (2009), «Без страха и упрека» (2010). В будущем году должен выйти исторический боевик Бенни Чана «Храм Шаолинь» с Энди Лау, Джеки Чаном, Джеки Ву и Николасом Цзе в главных ролях – бои в нем ставили «старички» Юэнь Так и Кори Юэнь. Снял как режиссер всего один фильм – боевик «Азиатский связной» (1995) с Дэнни Ли в главной роли.
Первая часть материала (места 20-16)
Третья часть материала (места 10-6)
Четвертая часть материала (места 5-1)
Комментарии 8
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Акира
11 января 2011 в 20:46
Ман Хой стоял бы повыше, если бы у него было много ярких соло-работ. Все-таки когда над фильмом работает толпа из пяти человек вроде Кори Юэня, Стивена Тунга и прочих, сложно сказать, сколько из того, что мы видим на экране, заслуга именно Ман Хоя.
Grun D
11 января 2011 в 20:38
На 1-е место поставил бы Ман Хоя, на 2-е Юэнь Така, ниже Никки Ли. Опять же сложно судить и трети названных фильмов не смотрел. Но про этих людей читать намного интереснее.
Акира
11 января 2011 в 18:13
Сегодня будет третья часть, да. Но там все больше и больше текста, так что четвертая завтра не будет. Планы по док. фильмам пока в дальнем ящике.
kosmos87
11 января 2011 в 15:45
«Телохранитель из Пекина» (1994) - отличный бой, тоже такой жестковатый. А когда продолжение ждать, надеюсь сегодня? И нет ли в планах документального кино наподобие про Фу Шенга? Вроде хотели что-то про жанр о вампирах?
Акира
11 января 2011 в 15:11
Да, у него жесткие бои, более реалистичные. Но я больше ценю разнообразие и выдумку. Каждому свое нравится. :)
kosmos87
11 января 2011 в 14:40
Мне кажется у Никки Ли постановка как-то пожестче. По реальнее что ли. Мне нравится
Акира
11 января 2011 в 12:51
Мне очень нравятся работы Юэня Така. Я бы его повыше поставил, но остальные объективно сильнее. С него фактически начинается высшая лига экшен-хореографов - Никки Ли скорее "пограничный".
kosmos87
11 января 2011 в 07:07
Ну, ждем продолжения с нетерпением. Никки Ли, пожалуй больше всех по душе из присутствующих.
Редактировать комментарий