Эльза Юнг (Elsa Yeung Wai-San)
Скорее всего, Эльза Янг знакома вам по роли красотки-аферистки из фильма Чу Йен Пинга «Книга героев» (1986г) Лисы, которая изящно разбрасывала врагов, не забывая при этом смотреться в зеркальце. Глядя на эту легкомысленную героиню, трудно представить, что ее играет ведущая киноактриса Тайваня, обладательница 21-й и 22-й кинопремий «Golden Horse Award» в номинации «Лучшая актриса» за роли во вполне серьезных драмах тайваньской «новой волны» «Teenage Fugitive» (1984) и «Kuei-Mei, a Woman» (1985).
Эльза родилась 16 июля 1952 года в бедной семье на Тайване. Она утверждает, что своей хорошей физической формой обязана детству, прошедшему в нищете. Денег на автобус не хватало, поэтому в школу она шла пешком, на дорогу туда и обратно уходило четыре часа.
Тем не менее, тайваньская Золушка сумела закончить университет, а в 1975 году начала сниматься в кино. За 12 лет Эльза снялась почти в 140 фильмах (то есть как минимум в 10 картинах в год!) Среди фильмов с ее участием было немало таких, как «Challenge of the Lady Ninja» (aka «Chinese Super Ninjas II») и «Nude body case in Tokyo», в которых актрисе пришлось демонстрировать не только красивое тело, но и актерское и боевое мастерство.
С этими задачами Эльза справлялась отлично, поэтому режиссеры наперебой приглашали ее в свои фильмы разных жанров. Кроме красоты, таланта и потрясающей работоспособности, у Эльзы были еще бесценные для актрисы качества – во время съемок, даже когда приходилось спать урывками и в походных условиях, ее глаза никогда не краснели от недосыпания и усталости, а в жару, когда вся одежда уже была мокрой, лицо не лоснилось от пота!
Сама Эльза говорит, что, начиная с первого фильма, она непрерывно училась на чужом и своем собственном опыте. «Сто сорок фильмов, как сто сорок классов киноколледжа!»
Неизвестно, сколько еще продолжалась бы эта работа на износ, если бы в 1985 году на съемочной площадке «Kuei-Mei, A Woman» Эльза не встретила свою судьбу в лице режиссера, сценариста и продюсера Чеунга Нгая. Он пригласил ее на главную и роль в следующий свой фильм - «Jade Love» (1986).
Отношения между актрисой и режиссером переросли в «служебный роман». Он был женат и они скрывали свои чувства от общественности до тех пор, пока жена Нгая не опубликовала в газете открытое «Письмо бывшему мужу», которое положило начало травле влюбленных в прессе. Нгай и Эльза не стали доказывать посторонним свое право на любовь, а по окончании бракоразводного процесса, на пике карьеры, просто ушли из кинобизнеса!
Цена любви оказалась высокой: 35-летней Эльзе и 36-летнему Чжану предстояло начинать с нуля не только семейную жизнь, но и карьеру. Бывшие кинозвезда и успешный режиссер каждое утро начинали с изучения газетных объявлений о продаже домов и квартир. Они вовсе не подыскивали себе элитное жилье, а зарабатывали на жизнь, спекулируя недвижимостью. Эльза довольно скоро устала от этого, по ее словам, скучного и не творческого вида деятельности. Определиться с дальнейшим направлением в жизни ей помогло… кино.
Одним из последних фильмов, в котором снялась Эльза Янг, был «Jade Love» (1986). Чтобы почеркнуть хрупкость идеального, на первый взгляд, брака главных героев, режиссер Нгай Чеунг использовал в реквизите много стекла, что произвело на актрису глубокое впечатление. Позднее, посетив стеклянное царство - «Glass Gallery» в Нью-Йорке, Нгай и Эльза осознали, что нашли новое общее дело своей жизни! Не имея никакого опыта, потратив все свои сбережения, заложив и перезаложив дом, влезая в неподъемные долги, они начали свой путь от дилетантских экспериментов со свечами в ванной и на балконе к уникальному способу восково-стеклянного литья и всемирно известному культурному бренду Newworkshop. Как и в кино, Нгай был режиссером – организатором и генератором идей, а Эльза воплощала их в жизнь - занималась творчеством.
По словам Нгая, первое десятилетие своей новой жизни они занимались учебой, исследованием, второе десятилетие - пятьдесят на пятьдесят копирования и собственной индивидуальности, но третье десятилетие должно носить максимально творческий характер.
Ее режим дня был тогда примерно таким: подъем в 4:30 утра, урок английского языка (с прицелом на международный рынок), в 6:00, она уже на заводе, в печи которого осуществлялось литье по ее моделям, и работает до полуночи. Часто она брала домой незаконченную работу. Благодаря своей настойчивости и увлеченности, она не чувствовала усталости, снова просыпаясь на следующий день в 4 утра.
Даже когда у Нгая в 1997 году случился инфаркт, Эльза дежурила в больнице, прислушиваясь к его слабому дыханию и… тихонько обтачивая модель статуи Будды. Возможно, не только присутствие любимой женщины, но и близость изображения Будды помогла Нгаю подняться и вернуться к привычному активному образу жизни. Все эти годы Будда был любимой моделью Эльзы, она вновь и вновь возвращалась его изображению, утверждая, что работа над ним для нее сродни медитации.
Стекло не только вернуло Эльзе международную известность, но и преподнесло уроки, причем не всегда радостные. Ее почти оконченный шедевр "Авалокитешвара", плод четырех месяцев круглосуточной работы на корточках (в итоге – опухшие, как у слона, ноги), за несколько секунд был разрушен во время землетрясения. Можно сказать, что путь к звездам лежал для нее не через тернии, а через осколки стекла…
Однако Эльза всегда находила утешение в испытаниях и не роптала ни на бога, ни на природу. В течение года она просто создала еще две подобные скульптуры, вызвавшие восторг у специалистов. По их отзывам, «Эльза Янг, обладая уникальным художественным талантом и острой наблюдательностью, воплощает богатый язык и гуманистические идеи традиционной китайской скульптуры, что позволило Newworkshop в очень короткий срок заявить о себе на международной художественной арене».
Подтверждением этой оценки является то, что стеклянные скульптуры из Newworkshop участвуют в художественных выставках и экспозициях галерей и художественных музеев всего мира, таких, как Государственный музей императорского дворца в Пекине, Шанхайский художественный музей, Художественный музей Гонконга, Yakushiji в Нара (Япония), Национальный женский музей (США), Национальный музей Виктории и Альберта (Великобритания) и т.д.
А несколько лет назад сбылась давняя мечта Эльзы и Нгая – был построен их собственный «Стеклянный дом» в Шанхае, открытие которого стало событием в культурной жизни Китая. Эльза проводит обучающие семинары по стеклянно-восковому литью, на который съезжаются студенты из разных стран, а в 2010 году ее пригласили провести такой семинар в США.
Двукратная обладательница «Золотой Лошади», Эльза теперь сама стала автором этой награды и ничуть не завидует тем, кто держит ее в руках - слишком далеко она ушла от кинобизнеса и ничуть об этом не жалеет.
Спустя 20 лет после прощания с кинематографом, живя, казалось бы, в другой реальности – стеклянном мире, Нгай и Эльза вновь вошли в мир кино – они инвестируют миллионы юаней в развитие 3Д-анимации в Китае, в которой видят безграничные возможности, как образовательного инструмента для современного, ориентированного на развлечения, общества. В смелых планах творческого дуэта – вывести китайскую анимацию на уровень анимации Голливуда и Японии. Для их воплощения на Тайване была организована студия Newworkshop Optoma Technology, Inc.Эльза и Нгай утверждают, что главное для них не экономическая выгода их проектов, а то, что они оставят после себя в этом мире.
По словам Нгая, он никогда не встречал такой решительной женщины, как Эльза. В пример он приводит такой случай: когда для съемок в «Любовь Джейд» ей нужно было набрать 10 килограмм, она, не задумываясь, это сделала. Но на предстоящей церемонии Golden Horse Award ей хотелось быть в форме и за 3 недели она ее обрела!
Эльза говорит, что без Нгая она была бы, словно конь без узды – бежала, не зная куда. И признается: «Мой успех – это всего лишь отражение его света».
Конечно, две такие яркие личности не обходятся без бурных выяснений отношений, но, как правило, они недолгие. Только однажды они не разговаривали друг с другом три дня и с тех пор называют этот период «холодной войной». Однако, даже находясь в ссоре, Нгай может быть уверен, что с утра его будет ждать стакан свежевыжатого сока, приготовленного заботливой Эльзой, с которой, к слову, они так и не нашли времени узаконить свои отношения.
Существует легенда, согласно которой каждый ангел имеет только одно крыло, и летать они могут только парами, обнявшись. Эльза и Нгай уверены, что смогли подняться на высоту только благодаря тому, что нашли друг друга и каждый обрел свое второе крыло!