Быть первым To Be Number One
Сценарий:
7.0
Актерская игра:
7.0
Визуальная часть:
8.0
Музыка:
7.0
Общая оценка:
6.0
Борис Хохлов
14 февраля 2010 в 19:52
2 / 1 542
Сценарий:
7.0
Актерская игра:
7.0
Визуальная часть:
8.0
Музыка:
7.0
Общая оценка:
6.0
Борис Хохлов
14 февраля 2010 в 19:52
2 / 1 542
Хо (Рэй Луи) и его друзья приехали в Гонконг с материка с твердым намерением покорить этот шикарный город, добившись в нем успеха. И для того, чтобы подобраться ближе к своей цели, они готовы на все. Хо и его люди торгуют наркотиками, подкупают полицейских и убирают конкурентов, устраивая им хитроумные ловушки, но не все веревочке виться – рано или поздно придется платить по счетам.
«Быть первым» в год своего выхода рекламировался как «самый длинный гонконгский фильм», и похоже, что рекорд зафиксирован – Пун Ман-Кит снял эпическое полотно на без малого два с половиной часа. Но, что парадоксально, ему и сценаристам Джонни Маку и Стивену Шиу не хватило даже такой внушительной продолжительности, чтобы царапнуть эту историю взлета и падения хотя бы по верхам. Вместо гладкой и складной гангстерской саги перед нами набор виньеток «из жизни мафиози» – да, некоторые из них производят впечатление, но попытка сложить части паззла вместе успехом не увенчивается. Уж слишком многих деталей не хватает – и помочь тут не могут ни компетентно поставленный экшен, ни убедительные декорации, ни шикарная операторская работа.
Уже после окончания фильма сложно сказать, на что Пун Ман-Кит угрохал такую тучу времени – более-менее центральных героев у него около дюжины (не так уж много для фильма подобного жанра), но ни один, кроме самого Хо, не раскрыт. Извините, но я отказываюсь считать за раскрытие образа набор сценок из серии «вот был хороший парень, а потом сел на наркотики и покатился под откос» (Лоуренс Нг) или «немой киллер, который был верен Хо до последнего вздоха» (Цуй Кам-Конг). Некоторые герои, вроде персонажа Уэйза Ли, вообще кажутся ходячими тенями – у них даже толком реплик нет и все, что мы о них знаем, это что они тоже входят в банду главного героя и (вроде как) за него горой. В персонажах фильма нет ни оригинальности, ни глубины – хотя, надо сказать, их одномерность во время просмотра глаз не режет.
С сюжетными событиями ситуация чуть получше, но и здесь для ценителей жанра не найдется ничего новаторского. Разобрались с крутым уличным бандитом с золотыми зубами (непривычно злобный Нг Ман-Тат) – заставили говорить о себе. Сговорились с авторитетом рангом повыше (Кент Ченг) – приоделись и начали ездить на дорогих машинах. Вышли на людей из полиции и получили их поддержку (Кеннет Тсанг) – ну все, выше только звезды. Попутно кто-то заводит роман с женщиной, которую трогать не стоит (играющая исключительно бюстом Эми Йип), кто-то влезает в долги из-за страсти к азартным играм, а кто-то просто наслаждается тихой семейной жизнью. Пун Ман-Кит не позволяет действию простаивать (для фильма такой продолжительности он на редкость динамичен), но выстраивает его из слишком знакомых элементов.
В финальной трети сюжет делает значительный прыжок вперед, и Хо заметно преображается – из молодого «живчика» он превращается в этакого лоснящегося, сытого мафиози, чуть более чем полностью напоминающего Марлона Брандо в «Крестном отце». Кажется, Рэй Луи даже за щеки тампоны вставил, как в свое время это сделал Брандо для роли Вито Корлеоне, но это всего лишь догадка, а доподлинно известно, что специально для этой части фильма он заметно поправился – в сцене на яхте он гордо демонстрирует камере выпирающий живот. Только вот актерского мастерства ему это не прибавило – актер он неплохой, но слишком прямолинейный и не очень-то харизматичный, и это тоже на картине сказывается. В этой роли намного интереснее было бы увидеть какого-нибудь Алекса Мана или того же Энди Лау – и ничего, что они более затасканы. Ведь затасканы не просто так.
Сценарий:
7.0
Актерская игра:
7.0
Визуальная часть:
8.0
Музыка:
7.0
Общая оценка:
6.0
Сценарий:
7.0
Актерская игра:
7.0
Визуальная часть:
8.0
Музыка:
7.0
Общая оценка:
6.0
В связи с этим, не смотря на то, что снято все вполне достойно и сам рассказ захватывает, сложность заключается в том, что главный герой совсем не вызывает сочувтсвия - зацепиться просто не за что. По сути, Луи играет мерзавца, чья натура с каждым прожитым годом вылезает наружу все больше и больше, и предфинальная сцена сбора банды за столом перед разборкой в особняке Ли Рока (я так понял, что Кеннет Цанг играет именно его) - отличный тому пример. Луи - не самый великий актер, задачи он часто понимает слишком буквально, и потому "злобные" бандитские рожи, которые он "неожиданно" корчит на протяжении всего фильма, сильно выбивают общую по-хорошему ровную картину игры всех остальных вокруг.
При всем при этом, не скажешь, что фильм плох. Это действительно полноценная сага, охватывающая десятки лет жизни, и смотрится она весьма нескучно - приличное достижение для фильма продолжительностью два с половиной часа. И еще один значимый плюс: практически полностью обошлись без злобных англичан. Все говнецо здесь своего собственного китайского разлива - что бандиты, что полицейские, что чиновники (понятно почему, учитывая год выпуска, но тем не менее).
Отдельно хочется отметить не главных героев, а две второстепенные роли. Эмми Йип, тоже далеко не выдающаяся актриса, здесь совершенно к месту и вписана во все свои ситуации на отлично. И удивительно мощен и харизматичен Цуй Кам-Конг в роли глухонемого и безоглядно верного громилы. При том, что им отдано немного экранного времени, это, пожалуй, две главные актерские удачи всего фильма.