Люди с лодок Boat People
Сценарий:
8.0
Актерская игра:
8.0
Визуальная часть:
9.0
Музыка:
8.0
Общая оценка:
9.0
Борис Хохлов
19 июля 2010 в 20:43
3 / 1 823
Сценарий:
8.0
Актерская игра:
8.0
Визуальная часть:
9.0
Музыка:
8.0
Общая оценка:
9.0
Борис Хохлов
19 июля 2010 в 20:43
3 / 1 823
Вьетнам, недавно закончилась война. Японский репортер Акутагава (Джордж Лам) уже не первый раз приезжает в страну, чтобы сделать репортаж о том, как она восстанавливается. Власти встречают его с распростертыми объятьями и устраивают экскурсии по одной из Новых Экономических Зон, жизнь в которой бьет ключом. Однако Акутагава подозревает, что здесь что-то не так и однажды решает выйти в город без почетного сопровождения. Там он встречает девочку-подростка Кам Нуонг (Сизон Ма) и ее семью, и в конце концов узнает, что на самом деле дела во Вьетнаме обстоят далеко не так радужно, как ему пытаются представить.
«Люди с лодок» считаются одним из важнейших фильмов «новой волны» гонконгского кинематографа 80-х и одним из главных фильмов в карьере постановщицы Энн Хуи, однако эту картину ждала нелегкая судьба. В год своего создания фильм с большим успехом выступил в прокате, заработав 15 миллионов долларов (для сравнения, раскрученный «Лорд Дракон» в этом же году заработал 18 миллионов), и удостоился целой кучи наград и номинаций на HKFA, но затем фильм заметили в Пекине, сделали совершенно верный вывод, что под коммунистическим Вьетнамом авторы картины имели в виду именно Китай и на долгих десять лет отправили «Людей с лодок» в архив. Ослабила свою хватку цензура только в 1992-м.
Что же такого увидели в ленте китайские власти? На самом деле, «Люди с лодок» – непривычно крепкая и не по-гонконгски взрослая политическая драма, ярко и драматично изображающая ужасы коммунистического режима. Нищета, голод и жуткие условия жизни повсеместно. Людей расстреливают прямо на улицах, на окраинах легко можно наступить на неразорвавшуюся гранату, а Новые Экономические Зоны, которые так расхваливают власти приезжим журналистам, на деле не более чем трудовые колонии, в которые отправляют «неблагонадежных элементов», чтобы там держать их на цепи и делать их руками самую черную и опасную работу.
Пожалуй, местами Энн Хуи пережимает с ужасами кровавого режима, но не в том смысле, что преувеличивает реальность, а в том, что переоценивает наивность Акутагавы, до некоторых пор почему-то даже не подозревавшего о том, что действительно творится во Вьетнаме. Все это сделано для того, чтобы его постепенное прозрение получилось более шокирующим – впрочем, это может не броситься в глаза, тем более что эффект погружения у картины поразительный. Во многом засчет уверенной, внимательной к деталям режиссуры, но и актеры внесли свой вклад. Правда, Джордж Лам – не совсем очевидный выбор на эту роль, и его нередко затмевают его партнеры – дебютанты Сизон Ма (получившая за эту роль награду HKFA как лучший новичок) и Энди Лау, сыгравший молодого вьетнамца, мечтающего собрать достаточно денег, чтобы сбежать из страны (он ограничился лишь номинацией). Интересно, что Лау на эту роль посоветовал никто иной, как Чоу Юн-Фат – сам от роли Чоу отказался, но предложил вместо себя этого, на тот момент никому не известного актера.
Сценарий:
8.0
Актерская игра:
8.0
Визуальная часть:
9.0
Музыка:
8.0
Общая оценка:
9.0
Сценарий:
8.0
Актерская игра:
8.0
Визуальная часть:
9.0
Музыка:
8.0
Общая оценка:
9.0
Комментарии 2
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Jocelyn
24 октября 2014 в 02:42
Фильм интересен не натуралистичными ужасами коммунистического Вьетнама, а тем как показываются человеческие отношения: дружба репортера и девочки, чувства хозяйки бара по отношению к мужчинам, которым она помогает, отношения сестры и братьев - все это по-настоящему трогает. Люди выживают, но успевают любить и радоваться мелочам, будь то удачно выторгованная рыбина или халявная сигарета. Энн Хуи нигде не лжет, когда раскрывает характеры своих персонажей через их поступки. Ну а сами ужасы режима не будут чем-то новым. Страшно по-настоящему становится только на минном поле, где люди, ползающие среди мин, кажутся дешевле их лохмотьев.
KOLQNO
6 апреля 2011 в 19:59
Один из эпохальных, ключевых фильмов в истории гонконгского кино, значение которого нельзя недооценивать. Через иносказательный, метафорический взгляд здесь преломляется видение автора, его переживания за судьбу Гонконга как будущей части Китая (да и вообще за весь китайский народ), его идентичности между прошлым и завтрашним днём. Взять даже вступление с хромающим мальчиком на костылях среди торжественной процессии военного могущества Вьетнама, который встаёт и постепенно удаляется через подворотню, случайно попадая в объектив фотоаппарата главного героя-репортёра. Сердце сжимается даже не от зверств, происходящих вокруг, а от печальных и проникновенных монологов спутников Акутагавы, старающихся выжить каждый по-своему и в бессилии наблюдающих мрачную и безысходную картину вокруг - очень напоминает героев Акиры Куросавы с их выстраданным криком души. Та же хозяйка бара, отдавшая свою невинность и всё самое лучшее китайцам, мечтающая вырваться из этого ада, но постоянно сталкивающаяся с суровой действительностью - метафора на Гонконг, островок грустной ностальгии по былым временам, потерянный в океане забвения. Или вьетнамский офицер, вспоминающий лучшие годы, проведённые во Франции и пытающийся абстрагироваться от беспредела нынешнего режима. Девочка-подросток со своим младшим братиком, ходящая каждый день обыскивать трупы казнённых и копаться на свалке в поисках хоть чего-нибудь ценного ради выживания. Её мать, продающая своё тело иностранцам за несколько долларов ради семьи. Безмолвно взирающий отец со старой фотографии, погибший на войне, но не в памяти и сердце девочки, пытающейся не сломаться и жить сегодняшним днём. Молодой пронырливый парень, который хочет вместе со своим другом сбежать в Америку и отчаянно ищет деньги для этого любым путём. Каждый из этих персонажей с пугающей убедительностью отражает мысли автора, его социальный комментарий о пути Китая по головам своего многострадального народа к светлому коммунистическому будущему. Режиссёр Энн Хуи очень серьёзно готовилась к съёмкам, несколько раз переписывала сценарий, изучала книгу японского репортёра, бывшего во Вьетнаме и ставшего очевидцем даже ещё больших ужасов, чем это показано в фильме и написавшего свой очерк в виде дневника маленькой девочки в центре творящегося безумия. Встречалась с репортёром, прожившим 5 лет во Вьетнаме (с 1975 по 1980 годы) и на своей шкуре познавшего этот тяжёлый период. Мало того, до этого она выпустила ещё один фильм в 1981 году на подобную тему "Story of Woo Viet", который доносил такой же месседж. По её же словам, сложив вместе впечатления от обоих фильмов, мы полностью прочувствуем силу её высказывания и всю человеческую драму, заложенную в них.
Редактировать комментарий