Возвращение домой Coming Home
Начало 70-х годов, в разгаре Культурная Революция в Китае. Лу Янши (Чен Даомин), один из репрессированных интеллигентов, сбегает из-под стражи, чтобы повидаться с женой Ванью (Гон Ли), но ее дом быстро берут под наблюдение представители закона. Дочь-подросток Лу, Дандан (Чжан Хуйвен), считает отца врагом народа и когда Лу натыкается на нее, «сдает» его. Проходит три года, Культурная Революция заканчивается, Лу возвращается домой. Но там все изменилось – Ванью так и не смогла простить дочь и выгнала ее из дома, а у нее самой началась болезнь Альцгеймера.
Сначала может показаться, что Чжан Имоу снял реакционное, злободневное кино, которое рассказывает о противостоянии общества и отдельно взятого человека. Всегда ли правильно ставить интересы первого над собственными? Имеете ли вы право любить человека, который в глазах родной страны предстает предателем? Казалось бы, вопросы простые и даже риторические, но отнюдь не в материковом Китае, где все опирается на коммунистическую доктрину и отказ от личных благ во имя счастья страны в целом.
В любом случае, эти темы Чжан Имоу в «Возвращении домой» лишь намечает, но не раскручивает, приписывая все беды и горести, через которые приходится пройти героям, Культурной Революции. А как только она в фильме заканчивается, начинается совсем другое кино – душевная семейная «слезовыжималка», в финале больше всего напоминающая «Хатико». Ванью все забывает и не помнит мужа, но уверена, что Лу – не он, и постоянно ходит на вокзал, где ждет возвращения «настоящего» Янши. А тот, не в силах как-то изменить ситуацию, пристраивается жить рядом с ней как обычный сосед –помогать и оберегать любимую женщину, попутно примиряя ее с дочерью, которая уже сполна заплатила за свое предательство.
История трогательная, ничего не скажешь, особенно в исполнении Гон Ли и Чена Даомина, которые здесь хороши необычайно (при этом Гон Ли весь фильм проводит в гриме, который старит и уродует эту красивую статную женщину). Тем не менее, почему-то не покидает ощущение, что для постановщика это отнюдь не «фильм всей жизни», не кино, которое он мечтал поставить всю свою жизнь, а скорее демонстрация мастерства, разминка перед чем-то более значительным, чтобы не терять форму. Кино душевное и «переживательное», но совсем не из тех, которые двигают кинематограф вперед. При том, что от режиссера калибра Чжана Имоу ждешь только такого.