Лунатики The Lunatics
Цуй (Стэнли Фунг) – социальный работник, который присматривает за городскими сумасшедшими. Под его крыло на неделю поступает юная журналистка (Динни Йип), которая хочет написать колонку про его работу. Поначалу девушка настроена скептически к многочисленным правилам и наставлениям Цуя, но быстро понимает, что все это не просто так и работа с сумасшедшими – как вечная гонка в колесе, в которой невозможно прийти к финишу.
За годы, которые Дерек Йи провел перед камерой в качестве актера, он успел обзавестись множеством полезных связей и набраться достаточно опыта, чтобы попробовать сесть в кресло постановщика самостоятельно. Как результат, его «Лунатики» – один из самых мощных режиссерских дебютов в истории современного Гонконга, и один из самых важных гонконгских фильмов 80-х, помимо прочего, предвосхищающий волну жестких кровавых триллеров первой половины 90-х.
Сюжетная структура «Лунатиков» весьма эпизодична – Цуй и его напарница-журналистка бродят по улицам Гонконга, он объясняет ей какие-то базовые законы общения с больными людьми, попутно они вступают в дискуссии на тему того, где их место в современном социуме. По ходу дела Дерек Йи, также написавший сценарий, четко обрисовывает патовую ситуацию, в которую общество само себя загнало. С одной стороны, конечно, эти люди могут быть опасны, но, с другой, если запирать людей только за то, что они могут сделать, никаких клиник не напасешься.
Свои мысли авторы иллюстрируют несколькими встречами главных героев с различными сумасшедшими. Так, фильм открывается сценой, в которой очень доходчиво (пусть и слегка преувеличенно) показано, как совершенно безобидный проступок умственно отсталого человека может вырасти в натуральный вооруженный захват. А ближе к середине фильма появится Чоу Юн-Фат в образе больного отца-одиночки, физически неспособного заботиться о своих детях – что тоже приводит к трагедии. Трагедией заканчивается и центральная сюжетная линия с вроде бы излечившимся героем Пола Чуна. Его зовут Цун, он год назад вышел из психиатрической клиники, но встроиться в прежнюю колею уже не может – никто не берет на работу сертифицированного психа, бывшая жена запрещает видеться с сыном, а необходимость постоянно принимать лекарства мешает вести полноценную жизнь.
Жесткая, драматичная развязка, в которой Цун берется за тесак, напоминает то, что спустя годы будут делать Герман Яу и Дэнни Ли в триллерах с Энтони Вонгом, но Дерек Йи копает глубже и «мягче». Он не смакует насилие, а акцентируется на том, как страшно и глупо могут закончиться безответственные поступки – когда ярость и страх застилают глаза, под раздачу попадают те, кто находятся ближе всех. Пол Чун в образе Цуна выдает тут одну из лучших своих ролей – это тонкая, глубокая и прочувствованная работа, абсолютно заслуженно удостоенная награды HKFA.