Дуэль The Duel
Рен Цзи (Ти Лунг) – приемный сын гангстерского «авторитета» Шена Тьян-Хунга (Юнг Чи-Хинг), парень храбрый и безоглядно преданный отцу. Но в ходе кровавой разборки с соперничающей бандой Шена убивают, и Рен Цзи соглашается взять вину на себя. «Правая рука» Тьян-Хунга, Ган Вен-Бин (Чуэн Юэнь) отправляет его на год в глубинку, пока все не уляжется, но спустя год к парню заявляются убийцы. Поняв, что здесь что-то не так, Рен Цзи возвращается в город, чтобы увидеть, что Ган Вен-Бин узурпировал власть.
Конец 60-х и начало 70-х в режиссерской карьере Чанга Че было особенным временем – он был одним из постановщиков, которые развивали жанр кунгфу-боевика семимильными шагами, и почти каждый его новый фильм становился событием, несмотря на то, что в год их появлялось по пять, а то и больше. «Дуэль», в свою очередь, можно признать одной из лучших его картин этого «золотого» периода – вплоть до того, что она стала одним из двух китайских фильмов (вторым были «Речные заводи» того же Чанга Че), которые Квентин Тарантино отобрал для показа на первом кинофестивале своего имени в 1997 году.
С одной стороны, в «Дуэли» есть все, что впоследствии станет штампами подобного кино и даже перенесется в городские боевики 80-х – скажем, главные герои отнюдь не чисты перед законом, но придерживаются своего кодекса чести, который делит мафиози на «хороших» и «плохих». С другой, фильм заметно выделяется неплохо продуманным сюжетом (отголоски которого в том или ином виде можно будет увидеть в сотнях последователей) и удачным дуэтом главных героев – горячий и вспыльчивый Ти Лунг уравновешивается молчаливым и загадочным Дэвидом Чиангом, который изображает здесь наемного убийцу, сыгравшего значительную роль в смерти Шена Тьян-Хунга. Они в «Дуэли» как огонь и вода – Чанг Че и до этого фильма, и после старался играть на этом контрасте, но именно в «Дуэли» он производит наибольшее впечатление.
Также «Дуэль» выделяется экшеном – не только тем, что его здесь непривычно много и он очень удачно разбросан по всему фильму, но и тем, что значительная часть схваток проходит на ножах. Юэнь Чеунг-Ян и Тонг Гай продумали жесткие и кровавые бои, которые для своего времени смотрятся без малого революционно – хотя и не лишены обычных для начала 70-х проблем с невнятной «контактностью» и по сравнению с более поздней экшен-хореографией «ядовитых», к примеру, выглядят довольно однотипными. Хотя, конечно, финальную схватку, которая проходит сначала под дождем, а потом на залитом лужами дворе, перепутать с чем-то невозможно – в том числе, правда, и потому, что Чанг Че, как это часто с ним случалось, потерял чувство меры и превратил гибель героев в натуральный цирк.
На мой взгляд, очень хорошо, что разборки, в большинстве своем, именно топоро-ножевые по причине того, что если бы была только рукопашная, то она была бы корявой (как большинство фильмов того времени), а так смотрится хорошо, да и по-гангстерски пользоваться топорами и ножами в качестве оружия.
Согласен с Драконом, что при музыкальном сопровождении сразу вспоминается наше "Что? Где? Когда?". Честно говоря, юный, худощавый Чианг внешне не воспринимается серьезно в главной роли (возможно, лучше было бы добавить ему растительность на лице для возмужания внешности). А вот с сигаретой в зубах и ножом в руке Чиангу крутости не занимать.
Какие трогательные романтические отношения между персонажами Ти Луна и Ван Пин, пусть и при странных обстоятельствах происходит их короткое воссоединение. Само же название фильма, скорее всего, относится к финальной дуэли между главными героями на сотой минуте. Что касается Чэн Куантая, задвинутого в эпизоды, то он с лихвой отыграется в таком же гангстерском мочилове "Боксер Из Шаньдуня" 1972.