Кунгфу на продажу King of Money and Fists
Сян Ву (Сима Лунг) – сынок богатых родителей, мечтающий научиться кунгфу. Пока, правда, его успехи в боевых искусствах крайне сомнительные – его побеждает даже противный инструктор (Дин Шек), измывающийся над ним при каждой встрече. Сян Ву прибивается к компании нищих, вместе с которыми начинает зарабатывать на улицах, а затем встречает неприметного старичка, который оказывается мастером кунгфу.
1979 год был одним из самых бешеных в гонконгском и тайваньском кинопроизводстве. «Змея в тени орла» и «Пьяный мастер» с Джеки Чаном, вышедшие в 1978-м, стали кассовыми хитами и показали, куда нужно двигаться боевому кино, и всего через несколько месяцев азиатские кинотеатры заполонили многочисленные клоны этих двух фильмов – непритязательные кунгфу-комедии, скроенные по одному шаблону.
«Кунгфу на продажу» – один из этих клонов, но, справедливости ради, не самый плохой. По хорошему, глобально раздражают в нем лишь две вещи – совсем уж специфичный юмор, замешанный на гримасничаньи и кривлянии (и кривляниях совсем бездарных, на фоне которых эпизоды с Дином Шеком смотрятся шедеврами «физической» комедии), и Сима Лунг в главной роли. Актер он небесталанный, но на роль уличного лоботряса уже явно не подходит по возрасту, а в боевых сценах с акробатикой его нещадно дублируют.
Боевых сцен в «Кунгфу на продажу», к слову, не так уж много. То есть, на экране постоянно кто-то с кем-то дерется, но две трети фильма это хаотичные комичные «пихания и толкания» (главный герой ведь еще толком не умеет драться), так что по факту мы остаемся с парой полноценных схваток ближе к финалу и обязательной расширенной сценой тренировок главного героя – разумеется, во многом скопированной с вышеупомянутых фильмов Джеки Чана.
Как и многие боевые фильмы того времени, «Кунгфу на продажу» был снят на Тайване и явно на бюджете, не превышающем стоимость дырки от бублика – в глаза бросается очень посредственно выставленный свет и бедность локаций. Так почему же оценка фильму сравнительно высока? Ну, хотя бы потому, что финальные боевые сцены неплохо поставлены и исполнены (весьма хорош Ман Ли-Пан в роли главного злодея), потому что в них применяются дурацкие, но незатасканные боевые стили (спящий журавль!), потому что фильм не успевает толком наскучить (возможно, дело в странной кантри-музыке, непривычной для такого кино), ну и еще, конечно, потому что он мог быть намного хуже – для снявшего его Су Чэньпина это первая и последняя режиссерская работа.