Три яда ума Trivisa
Начало 1997 года, Гонконг готовится к переходу под крыло Китая. Знаменитые гонконгские преступники думают, как выживать в новых условиях. Ип Квок-Фун (Риччи Жэнь) со своими помощниками переправляются на материк, где пытаются открыть фирму по торговле контрабандной электроникой, но увязают в коррупции и бюрократии. Квай Чинг-Хунг (Гордон Лам) планирует ограбление небольшого ювелирного магазина, для чего поселяется в дом бывшего подельника (Филлип Кеунг), завязавшего с криминалом. Чук Це-Кюн (Джордан Чан) продолжает похищать людей и требовать за них выкуп, но мечтает о чем-то большем – например, найти двух других «королей преступности» и замутить вместе что-нибудь большое.
В основе каждого из трех центральных персонажей картины лежит реальный человек – известный гонконгский преступник. Их имена слегка изменены и судьбы отличаются от показанных в фильме, но ключевые штрихи биографий и характеров на месте – например, привязанность Ип Кай-Фуна (Ип Квок-Фуна в фильме) к мощным АК-47 или пышный образ жизни Чеунга Це-Кюна (Чука Це-Кюна в фильме). Планировали ли эти трое когда-нибудь провернуть что-нибудь вместе, история умалчивает, однако авторы «Трех ядов ума» придумали слегка эксцентричную, но вполне логичную историю, в которой трех опасных преступников подводят их эмоции – жадность, гнев и невежество (отсюда и название фильма).
Продюсерами картины выступили многоопытные основатели Milyway Джонни То и Вай Ка-Фай, и им можно только поаплодировать – они довели работу на студии до такого уровня, что фильм, снятый тремя «зелеными» постановщиками (каждый взял на себя линию одного из центральных героев), не только не кажется «сырым», но и воспринимается единым целым. Да, история Чинг-Хунга меланхоличнее других, а в сюжете Це-Кюна больше типично гонконгской помпезной трэшевости, но эти отличия хорошо ложатся на характеры героев, а талантливый монтаж не позволяет фильму сильно «гулять» по настроению и темпу.
Если все-таки углубляться в конкретику, то самой интересной вышла, пожалуй, линия с Риччи Жэнем – в ней авторы убедительно показывают, как сложно вести бизнес в Китае, где формально нет ни намека на коррупцию, а на деле все только на ней и держится. Бесконечное кумовство, дорогие подарки чиновникам в виде ваз (которые ты потом «выкупаешь» за круглые суммы), унизительная бюрократия, бесчисленное множество различных служб, с каждой из которых ты должен «дружить»… Все это сжимается удушающей петлей на шее Ип Квок-Фуна, и его нарастающую ярость легко понять. И даже при том, что авторы не делают ни малейшей попытки обелить хоть кого-то из трех преступников, такой фильм с его болезненной и острой критикой вряд ли когда-нибудь выпустили бы в прокат в материковом Китае.
Как и другие фильмы Milkyway, «Три яда ума» блестяще снят и талантливо разыгран – на втором плане сплошь ветераны гонконгского кино. В нем нет лишних сцен и даже в затянутости его не обвинить, это великолепный образчик чуть холодноватого, отстраненного, но в то же время безупречно профессионального криминального фильма «с мозгами» – такого, который отказывается делать выводы (и насильно скармливать их своему зрителю), но очень внятно и отчетливо показывает, что на темной стороне есть не только печеньки.
Немного надоедает постоянное упоминание трех "королей" преступного мира, которые должны объединиться и провернуть что-то грандиозное. Большая часть хронометража уходит как раз на поиск двоих одним из этих "королей". Интригующей момент это поочередное общение с двумя "королями". С этого момента и начинается трагическая развязка. К кому из трех "королей" относятся "невежество, гнев и жадность" мне лень додумывать.Так же привлекло внимание участие Сюн Синьсин'я (из команды Джета Ли) и Лау Га-Юн'а (из семьи Лю Цзялян'а) в почтенном возрасте. С титрами звучит душевная песенка. И да, кино набрало множество "статуэток", а это о чем то, да говорит.
Best Film - TRIVISA
Best Director - TRIVISA
Best Screenplay - TRIVISA
Best Editing - TRIVISA