Дилер/Целитель Dealer/Healer
Еще в шестидесятых годах юный бандит Чан Ва (Лау Чин-Ван) получил кличку Жулик Ва и с тех пор его жизнь покатилась под откос – он стал наркодилером и наркоманом. В местных бандах его ценили, однако к успеху пацан прийти не успел – Ва угодил в тюрьму, а его девушка (Цзян Иянь) ушла от него. Но нет худа без добра, и из тюрьмы Чан Ва выходит новым человеком – бросает наркоту и устраивается работать в местный реабилитационный центр.
Одно время «Дилер/целитель» был известен под названием «Наркоугроза», а его трейлер представлял фильм как нечто в стиле «Прослушки» – ретро-триллер о друзьях, которые вместе пройдут огонь, воду и уличные банды. На деле все совершенно не так – постановщик Лоуренс Лау всегда тяготел к «социалке», впервые заявив о себе еще в 80-х криминальной драмой «Банды» и впоследствии не раз возвращаясь к теме брошенных подростков (в частности, в начале нового века он снял прекрасную «проблемную» картину «На обочине жизни», за которой последовала тоже очень симпатичная «Дай мне, дай мне!»).
Не является исключением и «Дилер/целитель», в котором уличным разборкам посвящено меньше половины фильма, при том что Лау максимально деромантизирует происходящее – вплоть до того, что ведущие актеры у него покрыты какими-то мерзкими струпьями и «сверкают» гнилыми зубами. А уже с середины действие перемещается в период «реабилитации», и с этого момента какой-либо триллерный саспенс из фильма уходит полностью – Чан Ва помогает сбившейся с пути молодежи, помогает своим друзьям найти себя в мирной жизни, помогает местным триадовцам не поубивать друг друга и пытается компенсировать все, что он «задолжал» своей бывшей девушке. Для полноты картины не хватает только старушек, переведенных через дорогу.
Будут в фильме и неизлечимая болезнь, и трагическая смерть «хорошего плохого парня» (надо же показать, что криминал до хорошего не доводит, а богатая жизнь, построенная на грязных деньгах, может оборваться в любую минуту), и надо думать, в пересказе все это звучит ужасно, но, справедливости ради, на деле все не так уж и плохо. Да, до тонкости своих лучших фильмов Лоуренсу Лау образца 2017-го очень далеко, но режиссер удерживает морализаторский пафос в приемлемых рамках и старается не перегибать с дидактизмом и сантиментами, разбавляя апломб юмором и легкой ностальгией.
С последней в картине, правда, не все гладко – по сюжету действие происходит в бедном жилом квартале, который сейчас уже не существует, так что в общих планах его нарисовали на компьютере (не очень убедительно), а в крупных обошлись тесноватыми декорациями, которые тоже смотрятся довольно искусственно. Выбивает из фильма и кастинг – 50-летние Лау Чин-Ван и Гордон Лам не халтурят, но все же с трудом тянут на тридцатилетних, а «артемонистые» парики под Сэма Хуэя на них, наоборот, добавляют происходящему нежелательной комичности.