Крик в горах Mountain Cry
1984 год, в небольшой деревушке, спрятанной на горе Тайхань, большое ЧП. Местный паренек по имени Хань Чун (Лео Ван), обожающий пиротехнику, доигрался – заложенный им заряд оторвал ногу другому жителю деревни, и тем же вечером мужчина скончался. Его вдова (Лан Юэтин) немая, а сам погибший – бродяга, пришедший в деревню из ниоткуда всего полгода назад, так что совет деревни решает спрятать тело и решить вопрос без привлечения полиции. Таким образом Хань Чун вписывается в договор с немой вдовой бессрочно заботиться о ней и ее детях.
Западному обществу, в котором правда – вещь относительная и, в принципе, во многих случаях совершенно необязательная (по крайней мере, в кино), понять такие фильмы, как «Крик в горах», возможно, будет непросто. Хотя большую часть времени картина успешно прикидывается пасторальной мелодрамой, на деле это морализаторская история о том, как важно быть честным с окружающими и с собой – правда очищает, дарит спокойствие и, как нам сообщают финальные титры, даже лечит.
В том, что картина, полностью законченная еще в 2015 году, добралась до широкого проката лишь через год и в подрезанном на шесть минут варианте, нетрудно увидеть руку цензоров. Даже в текущем сокращенном монтаже очевидно, что фильм это остросоциальный, довольно жестко критикующий коллективизм – жители деревни сначала идут на сделку с совестью ради того, чтобы сохранить лицо (деревня, воспитавшая убийцу – нехорошее клеймо), а затем отворачиваются от тех своих соседей, кто может поставить под угрозу их благополучие. Нечто подобное мы видели в замечательной черной комедии «Дизайн смерти», однако фильм Ларри Яна более прямолинеен и традиционен, так что и впечатление он оставляет не такое сильное.
С другой стороны, «Крик в горах» прекрасно снят и разыгран – уютная деревенька на склоне горы, где разворачивается сюжет, является полноценным действующим лицом, а дуэт Лео Вана и Лан Юэтин весьма органичен. Последняя не говорит в картине ни слова, но держится с удивительным достоинством – в ней чувствуется та королевская стать, которая когда-то сделала звездой Гун Ли и Чжан Цзыи, хотя Лан еще предстоит найти своего режиссера-ювелира, который превратит ее в настоящий алмаз. Ларри Ян для этого, увы, простоват.