Безумный мир Mad World
Год назад Тун (Шоун Юй) убил свою престарелую мать (Элейн Кам), за которой к тому времени уже долго ухаживал. На суде его признали невменяемым и поместили в психиатрическую лечебницу, а теперь выпускают – поручиться, что мужчина полностью здоров, они не могут, но в клинике проблема со свободными местами, так что Туна выдают на руки его отцу (Эрик Цан) с наставлением следить за ним и тем, как он принимает таблетки. Отец Туна бросил семью, когда Тун еще был маленьким, и теперь не знает, как себя вести – тем более что еще непонятно, насколько его сын психически здоров.
В Гонконге потихоньку начинает появляться новое поколение режиссеров. Работать в тамошней индустрии, сжимающейся не по дням, а по часам, им сложно, но тем теплее встречают их удачи – к сожалению, не такие многочисленные, как хотелось бы. «Безумный мир» стал одним из заметных претендентов на получение ключевых наград очередного HKFA (он был выдвинут в категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер»), но в итоге довольствовался единственным призом (если не брать в расчет актерские) – снявший его Вонг Чун получил статуэтку как лучший новый режиссер. И это очень правильно, потому что для новичка такой фильм – бесспорная удача.
«Безумный мир» из тех фильмов, которые сложно (и скучно) смотреть, но которые потом очень не хочется ругать. Хотя бы потому что это неглупое кино, потому что оно на важную тему и потому что на голову превосходит многое из того, что снимается в Гонконге сейчас. Более того, Вонг Чун смог вместить в него сразу три более-менее независимых драматических линии, каждая из которых раскрыта на достойном уровне.
С одной стороны, мы имеем линию биполярного расстройства, которым страдает Тун. Желающим стоит почитать о нем в интернете, в Голливуде оно уже раскрывалось, к примеру, в «Мистере Джонсе» с Ричардом Гиром. Суть этого состояния в том, что у человека моменты душевного подъема чередуются с жесткими депрессиями, и это безусловно изматывает. Также картина порезана флэшбеками, посвященными отношениям Туна с его матерью – та уже немолода, сильно болеет и не совсем здорова психически, поэтому она бывает крайне агрессивна – и физически, и морально. Последнее особенно болезненно, так что женщина постепенно остается совсем одна – муж уходит, младший сын уезжает, и только Тун остается рядом, продолжая за ней ухаживать. На что та реагирует преимущественно оскорблениями и упреками.
В третьей линии солирует Эрик Цан – он изображает рядового обывателя, который неожиданно оказался один на один с болезнью, которую совершенно не знает. Он не понимает, что такое депрессия, считая ее блажью, не знает, чего ожидать от сына, и вынужден терпеть косые взгляды окружающих, которые шепчутся, что его сын – сумасшедший психопат, которого нельзя было выпускать из-под замка. Он и сам склоняется к этому и спит с молотком под подушкой, но постепенно начинает понимать, что должен сыну куда больше, чем когда-либо сможет отдать.
Все три линии, в принципе, прописаны внятно и заложенные в них мысли доносят очень четко, а к актерам решительно невозможно признаться – Цан рвет душу, как умеет только он, Шоун Юй неожиданно оказывается очень зрелым и крепким драматическим актером, а Элейн Кам всего в нескольких коротких флэшбеках пугающе правдоподобно изображает самодеструктивную женщину, в которой не осталось ничего, кроме желания сделать больно тем, кто почему-то остался с ней рядом.
Это абсолютно актерское кино и двое из этой троицы (Эрик Цан и Элейн Кам) абсолютно заслуженно получили награды HKFA, тем более что картина в целом держится именно на них. Ее главная проблема в том, что она предпочитает не рассказывать, а показывать – как плохо одному, как плохо другому, как разрушительно влияет на одного героя депрессия, как подтачивает другого изнутри страх. Какого-либо сюжета здесь нет, и из-за этого «Безумный мир», будем честны, смотрится довольно скучно. С другой стороны, чего можно было ждать от фильма о том, как тяжело может быть жить? Изматывающая депрессия в душе – изматывающая депрессия на экране. С маленьким лучиком надежды в финале, который на фоне предыдущей тоски пронзает сердце как прожектор.