Ликвидатор The Liquidator
Полиция находит прикованный к столу труп мужчины, который оказывается школьным учителем, некоторое время назад доведшим своего ученика до самоубийства. Его самого приковали цепями к столу и заставили решать сборник задач, чтобы вычислить код от своих оков, но это задание жертва провалила. Расследующая это дело инспекторша Ми Нань (Сесилия Лю) обращается за помощью к известному следователю Фан Му (Дэн Чао), и чем дальше в лес, тем очевиднее, что маньяк, во-первых, не собирается останавливаться, а во-вторых, имеет какие-то личные счеты с Фан Му.
Режиссер и сценарист «Ликвидатора» Сюй Цзичжоу пришел в большое кино с телевидения – это первый его опыт в полном метре, и это чувствуется. И, хотя в китайской киноиндустрии сейчас очень много продюсеров (на одном проекте их общее количество может достигать нескольких десятков), они далеко не так влиятельны, как в том же Голливуде, поэтому поговорка «у семи нянек дитя без глаза» в случае материковых фильмов оказывается актуальной куда чаще, чем хотелось бы.
Так случилось и с «Ликвидатором», который, даром что является двухчасовым фильмом, построен по правилам сериала – с периодическими взлетами и падениями в динамике, с четким разбиением по актам и неоправданным намерением авторов подержаться за все сразу – мол, хронометраж позволяет. В итоге получается перекошенный мутант, в котором есть задатки хорошего (даже, пожалуй, очень хорошего) фильма, но у которого большие проблемы с акцентом на своих достоинствах и маскировке недостатков.
В отличие от многих современных детективов, в «Ликвидаторе» мы знаем личность убийцы с самого начала фильма – да, его лицо не показывают, но это не один из «своих», так что сыграть в игру «вычисли гада» не получится. Но Фан Му его ищет – и это самая увлекательная часть фильма. Окончательно же все карты на стол авторы выкладывают еще до того момента, как таймер перевалит за середину хронометража, и здесь «Ликвидатор» начинает сыпаться. Сюжет начинает упускать триллерный саспенс и деградирует до одного вопроса – как полицейские смогут поймать маньяка, который предусмотрел все?
Очевидно, что одним из главных источников вдохновения «Ликвидатора» является «Семь» Дэвида Финчера – тут вам и атмосферная картинка с частым дождем, и очень разные полицейские напарники, и «идейный» маньяк, и даже шокирующая жертва ближе к финалу. Но в убийце из «Ликвидатора» нет и тени величия Джона До – это типично киношный неправдоподобный социопат, который то и дело срывается в истерики с выпучиванием глаз и брызганьем слюной, но одновременно якобы настолько умен и рассудителен, что предусматривает все на свете. Странно построено и расследование, которое то не учитывает совершенно банальных очевидных вещей, то неожиданно уходит в сложные многоступенчатые схемы с многими неизвестными – с участием подставных лиц, подстроенными инцидентами и манипулированием общественным мнением.
Последнему в «Ликвидаторе» уделяется особенно много внимания, и местами кажется, что это не столько кино, сколько реклама полиции и социальной сознательности – авторы жестко критикуют «сетевых хомячков» за жажду справедливости, за которой часто прячется банальная жажда крови, и всячески подчеркивают, что решать проблемы можно только одним способом – следуя букве закона. Ближе к концу фильма персонажи почти полностью переходят на язык плакатных лозунгов, и это тоже не добавляет «Ликвидатору» очков.
В то же время, чисто внешне с фильмом все в полном порядке – хороша картинка, подходящая музыка, отличный Дэн Чао и даже приличный экшен. Последний, правда, почти полностью сводится к единственной сцене ближе к финалу, зато она неожиданно бодрая и даже почти «трюковая» – с жесткими бросками и зрелищными падениями. И хотя до уровня лучших китайских криминальных триллеров последних лет «Ликвидатор» заметно не дотягивает, списывать его в утиль тоже не совсем правильно – да, это неровное кино, но по мелочам в нем вполне можно насобирать кулек положительных впечатлений.
Мне тоже вторая половина не очень понравилась, но это опять же типичный CAT3, вторая часть в целом фарсовая и социальный заказ там не более назойлив, чем в гонконгских фильмах типа "Дома в Гонконге" и более поздних. Причем, если учесть что сцена с видеороликом "открывающим глаза" полностью скопирована из американского парашного триллера "Нерв" - тут это хотя бы выглядит правдоподобно, ане как там - как бред и детский сад.
Вообще, все эти КНРовские блокбастеры _обязаны_ иметь в себе соц.заказ, как в советское время все иностранные книги обязательно должны были иметь предисловие, в котором переводчик или редактор рассказывал как эта книга положительно выглядит в коммунистической парадигме.
Тут вот про милиционеров сказали, мол, их служба и опасно и трудна, а сетевые хомячки - вредят и мешают, в "Намии" (если ты не заметил) задвинули про современное экономическое процветание, про то что надо меняться вслед за линией партии. В "Небесном охотнике" про то какие ВВС КНР чупатые и т.д. и т.п. В том боевике про "Золотой треугольник" вообщеотдельно сделали вступление и финал, с пропагандой.
Это как бы нормально, на это можно даже внимания не обращать. Даже в фестивальном "Буря надвигается" задвинули про переход к пост-индустриальному обществу и про вред самодеятельности и самосуда.