Шаолиньский замок Shaolin Hand Lock
Чэнъин (Дэвид Чианг) и его сестра Мэнпин (Чэнь Пин) воспитываются отцом-одиночкой (Дик Вэй), который учит их боевым искусствам, а конкретно приему «шаолиньского замка», который сам и придумал. Однажды к ним в дом приходит старый знакомый отца, который убивает его и сбегает в Таиланд. Чэнъин следует за ним и узнает, что убийство «заказал» местный бизнесмен Линь Хао (Ло Лье), но зачем? Чтобы это выяснить, Чэнъин устраивается к нему телохранителем.
Многие кунгфу-боевики требуют от своего зрителя определенной готовности закрывать глаза на свои условности, но «Шаолиньский замок» забит этими условностями под завязку – так, что не обращать на них внимания не получается никак. Начать хотя бы с уже упомянутого боевого приема, вынесенного в название фильма – «Шаолиньского замка», который заключается в том, что боец делает заднее сальто через своего оппонента и берет его в удушающий захват. Прием этот якобы настолько смертоносный, что вырваться из него крайне трудно, но со стороны этот захват смотрится ничем не опаснее и не необычнее множества других и, естественно, способов уйти от него масса. Тем не менее, в фильме все это подается, как великий секрет – и сам захват, и способы из него вырваться.
Кроме того, «Шаолиньский замок» поразительно «вневременной» – когда происходит его действие, решительно непонятно. С одной стороны, Чэнъин и Мэнпин носят классическую китайскую одежду первой половины XX века и изучают кунгфу, но в Таиланде, куда они прибывают по ходу дела, вовсю идет 1978 год – люди на улице, разумеется, не собираются подыгрывать съемочной группе, да и замаскировывать вполне современные рекламные щиты авторы не стали. При этом о такой вещи, как огнестрельное оружие, ни один из героев даже не слышал, а древние памятники нам пытаются выдать за никому не нужные развалины – особенно смешно наблюдать за тем, как героиня Чэнь Пин указывает на один из таких, сообщая, что будет прятаться внутри (мол, здесь все равно никто не ходит), при этом буквально в паре метров от нее хорошо видны щиты с правилами поведения на территории для туристов.
Все это не так уж сильно отравляет просмотр, но, скажем так, показывает, насколько авторы заморачивались с этими съемками. Туда же хочется отправить и плохой свет – многие сцены явно снимались уже вечером, так что актеров подсвечивают прожекторами, что придает картинке крайне «искусственный» вид. Вызывает массу вопросов и сюжет – в нем полно совпадений и надуманностей, а также он содержит один весьма неожиданный поворот ближе к концу, который предполагает, что главный телохранитель Линь Хао, много лет ему служивший, все эти годы почему-то ни разу не сталкивался с его женой.
С другой стороны, если такие вещи вас не пугают, фильму вполне можно дать шанс – он не скучный, достаточно разнообразный по картинке (все-таки Таиланд – это вам не блеклые комнаты-декорации) и, назовем это так, приемлемый по боевым сценам. Видно, что хореограф Тун Кай не сильно заморачивался постановкой поединков (тем более что все они сводятся к тому, что в конце концов Дэвид Чианг пытается напрыгнуть на врага со своим «шаолиньским замком»), но это все равно хороший крепкий уровень для фильмов тех лет.