Старый камень Old Stone
Лао Ши (Чэнь Ган) – работяга-таксист, обычный семьянин средних лет с женой и дочерью-подростком. Мужчина он незлобивый и отзывчивый, поэтому, когда пьяный пассажир заставляет его резко выкрутить руль и въехать в мотоциклиста, Ши забывает об истинном виновнике ДТП и отвозит сильно расшибшегося парня в больницу. Пассажир за это время уезжает, полиция зафиксировать происшествие не успевает, так что Ши оказывается в крайне неприятной ситуации – медицинские расходы на операцию пострадавшему ложатся на него. Но это еще цветочки – после операции парень впадает в кому, и платить за поддержание в нем жизни также приходится Ши. И конца-края этому не видно – когда юноша выйдет из комы и выйдет ли он из нее вообще, непонятно, а денег становится все меньше и меньше…
О том, какие в Китае законы насчет медицинских расходов в случае ДТП, известно даже тем, кто в этой стране не живет. Причем, в финансовую кабалу можно попасть, даже если ты ничего не нарушил, а, наоборот, проявил себя порядочным гражданином – по материковым законам, платить по счетам пострадавшего должен тот, кто доставил его в больницу. Отсюда и плодятся жуткие ролики, в которых прохожие аккуратно обходят лежащих на тротуаре людей, а то и еще хлеще – виновники ДТП «на всякий случай» переезжают только что сбитых еще разок. Ведь, если вы не дай бог случайно собьете на дороге человека, «выгоднее» сбить его насмерть, потому что на похороны вы потратитесь меньше, чем на лечение и последующую реабилитацию.
«Старый камень» не просто упоминает эту проблему вскользь, как, например, недавний «Ликвидатор», а делает ее сюжетнообразующим стержнем – рычагом, который запускает в действие маховик сюжета. В течение полутора часов нам обстоятельно и убедительно показывают, как людоедские законы доводят хорошего участливого человека до полного отчаяния, которое, в свою очередь, толкает его к откровенно экстремальным поступкам. Разумеется, в китайский кинопрокат «Старый камень» не пустили, но в век интернета это не так уж важно – своего зрителя картина обязательно найдет, ведь она его заслуживает.
«Старый камень» – фильм неторопливый, но при этом совершенно не скучный, постановщик, даром что дебютант, умело сжимает кольцо обстоятельств вокруг главного героя, потихоньку перекрывая все возможные выходы, пока не оставляет его в такой кромешной тьме, где не остается ничего, кроме как выть от безысходности. Социальный месседж явный – люди мы все по-своему хорошие, но слабые и мелкие – но не становится дидактичным и навязчивым. Финал – жесткий и циничный, но закономерный и по-своему красивый – картину не подводит, оставляя после просмотра с сильным послевкусием, свойственным лучшим артхаусным картинам. В общем-то, «Старый камень» и есть – одна из лучших артхаусных картин последних лет.