Пустые руки The Empty Hands
Мари Хиракава (Стефи Тан) – дочь мастера боевых искусств Акиры Хиракавы (Ясуаки Курата), который последние двадцать лет преподавал в Гонконге карате в импровизированном додзе, получившемся из его собственной квартиры. При жизни Акиры додзе было для него всем, что стало причиной тому, что его жена ушла, оставив дочь, но теперь он умер, и Мари предвкушает, как она сделает из места для занятий несколько комнат и начнет их сдавать. Однако девушку ждет сюрприз – выясняется, что большую часть квартиры ее отец завещал своему ученику (Чапман То), а тот предлагает Мари уговор – если она вновь выйдет на ринг (когда-то она сама занималась карате, но бросила после того, как проиграла важный спарринг), он перепишет свою долю на нее.
Очень долго мы воспринимали Чапмана То как рядового клоуна, которых в гонконгском кино рубежа 90-00-х было немало. Но в последнее десятилетие То неожиданно пошел в гору, а затем резко с нее скатился, когда во всеуслышанье поддержал протесты в Гонконге, за что материковые власти сделали его персоной нон-грата. Теперь То ищет финансирование для своих проектов самостоятельно и в поисках денег работает в Малайзии, Сингапуре и, конечно же, Гонконге, где, впрочем, желающих его поддержать не очень много – не столько из-за боязни неприятностей, сколько из-за того, что суперкассовым актером он никогда не был, а сейчас и вовсе ударился в эксперименты.
«Пустые руки» – как раз такой эксперимент, натуральный артхаус, напоминающий японское кино 60-х, фильмы Эдмонда Пана и Джонни То (первым на ум приходит «Бросок», посвященный дзюдо). Хотя в центре событий карате – как-никак, боевое искусство! – снято оно максимально уныло, поединки перенасыщены рапидами и монтажными склейками. Как кажется, проблема тут в Стефи Тан, которая эти боевые сцены попросту не тянет – поэтому без рапидов, в которых не очень заметно, что в ударах нет силы, а контактность очень низкая, тут не обойтись.
На что же в «Пустых руках» смотреть, если с карате не задалось? Честно говоря, особенно не на что. По смыслу это абсолютно односложная история о том, что не надо бояться поражений, ведь без них не бывает побед, и что всегда надо драться до конца – но подается эта житейская мудрость с невероятным пафосом и нудной многозначительностью. И если первый час кино худо-бедно шевелится (Мари вечно озлоблена из-за того, что обижена на отца, и из-за любовника, который наобещал ей золотые горы, а по факту не собирается уходить от жены), то в финальные десять-пятнадцать минут действие попросту останавливается, превращаясь в набор абстрактных композиций, призванных как-то подчеркнуть духовное перерождение главной героини. Не шибко глубокое кино от такой «артхаусной мастурбации» не становится умнее, а вот скучнее – это запросто.