Шторм P P Storm
Уже знакомый нам по предыдущим частям цикла инспектор ICAC Люк (Луис Ку) решается на опасную авантюру – он отправляется в тюрьму Шэк О, где отбывает наказание опасный гангстер Цао Юэнь-Юэнь (Рэймонд Лам). Цао вот-вот выйдет на свободу по программе досрочного освобождения, но все факты указывают на то, что он ни капли не исправился, и даже более того – угрожает первым делом после освобождения убить девушку, отправившую его в тюрьму (Крисси Чау). Судя по всему, за Цао похлопотал кто-то из администрации тюрьмы, так что Люк решает убить одним камнем сразу двух птиц – собрать компромат на Цао и покрывающих его продажных надзирателей.
Цикл гонконгских криминальных триллеров, начавшийся с «Шторма Z», вот уже четвертый фильм подряд демонстрирует удивительную динамику – каждая новая картина собирает в материковом прокате плюс-минус в два раза больше предшественника, и «Шторм P», не нарушив общую тенденцию, стал первой лентой франшизы, преодолевшей планку в 100 миллионов американских долларов. Трудно определиться, как к этому относиться, потому что, с одной стороны, художественные достоинства цикла, мягко говоря, спорные, а, с другой, это, пожалуй, самая удачная попытка обуздать чисто гонконгскую развлекательность криминального боевика, вписав ее в строгие рамки материковой цензуры.
Человек «в теме» сразу увидит, что именно в «Шторме P» сделано исключительно для того, чтобы потрафить материковым цензорам. Так, хотя все действие происходит в Гонконге (где, как известно, без твердой руки Партии у руля до сих пор творится черт-те что), в один момент в действие врываются два китайских полицейских, приехавших чисто на пару диалогов, но тут же показавших всем, что тоже не лыком шиты – и побегали, и подрались. Также до последней буквы выверены финальные титры, в которых сообщается, что виновные пойманы и наказаны, но вообще-то нечистых на руку служителей закона в пенитенциарной системе Гонконга так мало, что, можно сказать, и нет.
А главное, именно в «Шторме P», все действие которого развивается за решеткой по, в общем-то, классическим рецептам классических тюремных триллеров 80-90-х годов, хорошо видно, как авторам приходится подпиливать знакомые лекала под требования новых времен. Так, если в аналогичных гонконгских фильмах четвертьвековой давности коррумпированность тюремных надзирателей приводила к тому, что тамошние «короли» творили что хотели, здесь у них все равно руки более-менее связаны – несмотря на все взятки. Можно получить неучтенное свидание, «нормальный» обед или канистру пива в камеру, но ни о каком беспределе и речи не идет.
И, тем не менее, инспектор Люк возьмется за это дело, наплевав на свою несомненную занятость и здравый смысл. Поверить в то, что один из высокопоставленных офицеров ICAC попытается внедриться в тюрьму под видом простого заключенного, крайне сложно, а если добавить к этому тот факт, что в этой же тюрьме содержится Бун (Гордон Лам) – коррумпированный законник, которого Люк лично упек за решетку в одной из предыдущих частей, фильм тут же переходит в разряд не такой уж научной фантастики. И весь этот риск ради того, чтобы вывести на чистую воду несколько взяточников! Также на кону стоит жизнь случайной свидетельницы, которую Цао обещает грохнуть при первой возможности, но эта линия не менее фантастична – и одержимой принципиальностью, с которой Цао ее преследует, и упорством, с которым служители закона ее защищают.
В то же время, несмотря на все эти сюжетные натяжки и условности, «Шторм P» действительно лучший во всем цикле – он не такой сухой и механистичный, как предыдущие части, в нем много чисто гонконгской экспрессивности и динамики. Это тупое и не шибко закрученное (кто здесь кто, нам расскажут практически сразу же, не оставив места для интриги), но бодрое кино, которому прощаешь многое еще и потому, что это, как ни крути, уже четвертый фильм франшизы. Последнее занятно еще и в том плане, что в Гонконге кончаются актеры – хотя ключевых героев предыдущих частей играют те же актеры, что и раньше (Гордон Лам, которого, похоже, в продолжениях собираются перевести в разряд постоянных), второстепенные роли раздают звездам, которые уже светились в цикле в других ролях. Так, для Дады Чан и Лю Кай-Чи это уже третье появление в франшизе в разных образах, а Адам Пак, исполнивший в предыдущем фильме тетралогии одного из главных злодеев, здесь играет принципиально другую роль.