Ип Ман 4 Ip Man 4
1964 год. Жены Ип Мана (Донни Йен) уже нет в живых, его сын вылетает из школы за драку, а у него самого обнаруживают рак. Воспользовавшись приглашением своего ученика Брюса Ли (Дэнни Чан) на турнир по боевым искусствам, Ип Ман прилетает в США, чтобы заодно попробовать пристроить в одну из американских школ своего сына (Кэри Е). Для этого ему нужно рекомендательное письмо от кого-то с постоянным видом на жительство, но глава местной ассоциации китайских иммигрантов, мастер тайчи Вань Цзунхуа (У Юэ), настроен против Ип Мана из-за того, что его ученик Брюс Ли учит китайским боевым искусствам американцев. Тем временем проблема зреет в недрах местной военной базы – ее главный инструктор-расист (Скотт Эдкинс) не хочет даже слышать о кунгфу, которое всячески пытается протащить в программу тренировок морских пехотинцев один из учеников Брюса Ли (Ванесс У).
В принципе, как цикл «Ип Ман» выдохся буквально сразу – уже в сиквеле стало понятно, что от формулы «скромный мастер винчуня будет тихо стоять в углу, пока его не вызовут на бой» авторы отходить не собираются. Триквел высосал из этого шаблона последние соки, бросив в бой и молодого Брюса Ли, и «сбившегося с пути» мастера в исполнении Макса Чжана, и даже Майка Тайсона, – все потому, что на нем авторы планировали поставить жирную точку. Но кассовые сборы заставили их вернуться к истории Ип Мана еще раз, и хотя «Ип Ман 4» не назвать плохим фильмом, от его существования франшизе точно ни жарко, ни холодно – это очередное повторение пройденного, выполненное без какой-либо изюминки.
Если третий фильм цикла превосходил сиквел решительно во всем, то четвертый ему столь же показательно во всем уступает. Формально здесь присутствует все, что нужно – например, стало больше Брюса Ли в исполнении Дэнни Чана, которому даже выдали полноценный бой (актер, к слову, старше своего персонажа аж на 20 лет, что можно считать противовесом исполнителю главной роли - Ип Ману в 1964-м был 71 год, в то время как Донни Йену "всего" 55), главным злодеем сделали одного из лучших кинобойцов нашего времени Скотта Эдкинса, а центральными темами стали толерантная многонациональность (выражающаяся, впрочем, в несколько однобоком «разрешите китайцам жить там, где им хочется, и признайте мощь китайского кунгфу») и отношения отцов и детей.
Звучит, может, и неплохо, но последнее, например, сводится к простейшему конфликту «девочка хочет быть чирлидершей, а папа хочет, чтобы она изучала тайчи» и еще более простому «папа строг с сыном, а тот бунтует». Это не полноценные темы, а их штрихпунктирные намеки, и вот эта штрихпунктирность характерна для всего сценария в целом – авторы начинают сюжетные линии, но не заканчивают их, а просто сваливают в финале все в бесформенную кучу, надеясь, что свободные концы как-то заплетутся сами. Увы, это так не работает.
К сожалению, не очень впечатляет фильм и своей боевой частью. Даже финальная схватка со Скоттом Эдкинсом ничем не удивляет. Да, по меркам среднестатистических боевиков это крепкий уровень, но это же главная кунгфу-франшиза современности «Ип Ман», от нее всегда ждешь чего-то невероятного, в чем-то даже новаторского, как от Тома Круза с «Миссией невыполнима»! Здесь же все прямолинейно, незатейливо, предсказуемо и, увы, банально. Как ни крути, а усталость авторов от своего детища никуда не деть – безусловно, они стараются не ударить в грязь лицом, но на этот раз они изначально отказались от «журавлиных» амбиций, нацелившись на синичку, изначально мало кого способную впечатлить.
В фильме задействованы противостояния на всех уровнях - школьном (сколько шуму из-за разборок девчонок), армейском (термин кунфуйня смехота), чайнотаунском.
В отношении со своим сыном, Ип Ман, вероятно, увидел себя со стороны в отношениях отца и дочки (Ванды Марграф и У Юэ) и решил поменять свое отношение к сыну, разрешив ему заниматься кунг фу. Ванда Марграф хорошо сыграла роль подростка, напомнив чем-то Матильду в исполнении Натали Портман в "Леоне-киллере" с Жаном Рено.
Как же замечательно получил люлей зазнавшийся инструктор морпехов по карате (Крис Коллинс) от пенсионера Ип Мана. Надо сказать, что мастер Чжоу Сяофэй держалась лучше всех, когда Коллинс побеждал других мастеров на китайском празднике.
Поединок на базе морпехов У Юэ со Скотом Эдкинсоном очень похож на вторую часть, на бой Само Хуна с боксером, когда тот защищал честь китайских единоборств, но проиграл. Как и там ситуацию исправил Донни, хоть бой и был членовредительным.
Возможно, эта часть самая слабая из всех, но она заслуживает десятки.
Участие Эдкинса не смогло оживить франшизу. Точнее, Уилсон Ип не смог экшен с ним зрелищно подать, имхо, потенциально зрелищные удары сняты с невыгодных ракурсов.. Вот где не хватает Ву Пинга за камерой))) Франшиза выдохлась, получше конкретно слитой второй части (поединок с боксером затянули, да и не тянет он по крутости против генерала из первой), но хуже, чем третья...
Повествование настолько выверенное и спокойное, что особо нет претензий и к набору клише, которых действительно хватает. Вопрос только в их применении, и здесь это сделано достаточно умело и уверенно. И, в общем-то, экшн соответствует угасающей истории умирающего великого человека - он все еще моща, но это не тот блеск, присущий молодым да ранним. Если поймать такое настроение, то все соответствует атмосфере.
Сказать, что фильм получился выдающимся - конечно, нет. Делали настоящие профессионалы на коммерческий результат. Забыли ли они о ценителях франшизы? Тоже нет. Здесь действительно нет бОльшего и ничего новаторского, но есть теплый финал, который так нужен хорошему завершению длинного пути. И есть все "крючки" из предыдущих частей "Им Мана", цепляющие и заставляющие вспомнить пройденную дорогу. Очень мало какая из киновселенных может похвастаться такой ЧЕТВЕРТОЙ частью.
"Крепкий уровень, но не впечатляет."
Бои слабые, ничем не выделяются среди множества подобных.
Пожалуй бой Брюса Ли в середине самый лучший.
А фильм к слову практически калька со второго.
Только Гонконг заменили на США.
Очень и очень печально что цикл Ип Ман завершился таким слабым фильмом.
А потом пришёл Саммо и утянул франчайз в обычное.
Верно подмечено, Ву Пин последние лет 10 из фильма в фильм тащит один и тот же конструктор, который воспринимается не как творчество, а как компрутерная программа.
Не разделяю вечных апелляций к первой части, все части воспринимаю на семёрочку. Эдакий очередной крепкий боевик, который доставляет удовольствие, но в памяти не задерживается.
P.S. Странно, я ярый фанат и Донни, и Эдкинса, но встреча лучших бойцов современности не вызвала прилива восторга. Опять же, проблема возраста или фильма?..
На мой взгляд - значительно лучше 2 и 3, но.., не дотянули в боях.
Возможно виной тому - мастер Во-пинь, хореографию, которого узнаешь во всех ключевых боях мгновенно. Всё те же трюки, те же связки, те же верёвки - мощное дежавю, что всё уже было.
Очень вторично. Взяли Эдкинса и он отлично себя проявил в поединке против мастеров, но в финале его поражение должно было быть более убедительным, даже с учётом, что Ип Ман стар и не так крут, но... не знаю, какой-то стандартный набор того, что уже было.
http://cityonfire.com/donnie-yen-talks-ip-man-4-and-flash-point-2/