Золотой побег Golden Escape
Главный герой «Золотого побега» - сценарист Чжун Чжэн, которому очень нужно отдать крупный долг опасному бандиту. Спасение приходит неожиданно в виде завещания от умершего дедушки, в котором рассказывается о семейном склепе с кучей золота, который спрятан на небольшом острове возле Гонконга. Проблема в том, что сейчас на этом месте стоит тюрьма, и единственный шанс добраться до сокровищ – оказаться в этой самой тюрьме. Но спокойно искать сокровища Чжэну не дадут – в тюрьме хозяйничают две банды, и Чжэну нужно определиться, к какой стороне он примкнет, справедливому и уравновешенному Се или неадекватному психу Дабяо.
Если бы Чжэн был чуть хитрее, он знал бы про другой способ заработать — онлайн ставка. Тогда ему пришлось бы разбираться не с бандитами, а в спорте. Кроме того, это гораздо более безопасный вариант, хотя здесь, как и везде, важна осторожность.
Некогда великая киноиндустрия Гонконга вот уже двадцать лет пребывает в состоянии глубокого кризиса – он начался в середине 90-х из-за перепроизводства, усилился из-за пиратства, затем в 1997 году Гонконг передали Китаю, что вызвало миграцию многих гонконгских режиссеров и продюсеров на материк, а в довершение всего Азию накрыло экономическим кризисом – все это вместе привело к тому, что гонконгское кино как явление практически умерло. Но время шло, и хотя само гонконгское кино признаков жизни по-прежнему не подает, в Китае появилась мода на его суррогат – боевики и триллеры, снятые в стиле Гонконга 80-х и с гонконгскими актерами, но полностью удовлетворяющие драконовской цензуре материкового Китая. «Золотой побег» - один из таких фильмов, имитирующий популярное направление тюремных драм, начатое еще в 1987 году «Тюремным пеклом» Ринго Лама с Чоу Юнь-Фатом в главной роли, но с щепоткой криминального триллера в духе кукльтового американского сериала «Побег из тюрьмы», который здесь, кстати, неоднократно цитируют.
На первый взгляд может показаться, что с «Золотым побегом» все в полном порядке – сюжет остро-криминальный, герои вполне яркие и в целом фильм выглядит как в старое доброе время гонконгских боевиков. Но дьявол, как обычно, в деталях, а они здесь весьма спорные. Во-первых, в происходящее совсем не веришь – гонконгская тюрьма строгого режима выглядит как пансионат, где охрана подает признаки жизни только в тех случаях, когда заключенные начинают откровенно убивать друг друга. Во-вторых, в материковом кино цензура запрещает делать положительным героем преступника, поэтому Чжун Чжэн садится в тюрьму за безобидное выбрасывание вещей в окно, а оказавшись за решеткой, показательно держится в стороне от криминала. Интересно, что по итогу авторы добиваются неожиданного эффекта – Чжун Чжэн выглядит как бесхребетный слизняк, переживать за которого совсем не хочется.
Благородный гангстер Се, в свою очередь, предстает чуть ли не святым, который мгновенно и абсолютно никак не заслуженно проникается к новичку братскими чувствами, всегда поступает правильно, с ходу отказывается от своей доли в золоте и даже когда дело доходит до побега, соглашается участвовать в нем лишь для того, чтобы повидать дочь, угодившую в больницу – а затем вернуться обратно. Играет его классик гонконгского кино Рэй Луй, видеть которого всегда приятно, но по факту «Золотой побег» держится на одном-единственном герое – чокнутом отморозке Дабяо, которого играет очень харизматичный гонконгский актер Рикки Чан. Те, кто любят и знают гонконгскую жанровую классику, таких кинозлодеев видели много – достаточно вспомнить цикл «Молодые и опасные», забитый подобными психопатами. Но не будем забывать, что на дворе 2022 год, не время привередничать – как раньше, больше не будет никогда, и роскошные татуировки окончательно уступили место одноразовым переводилкам, к которым прилагается еще и невыносимо дидактичная финальная речь о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ну не знаю, не знаю – по мне так плохо это примерно вот так.