Железная обезьяна The Iron Monkey
Чен Куан-Тай играет здесь паренька по прозвищу Железный, вся семья которого казнена по приказу злобного генерала династии Чинг (Кам Конг) по подозрению в принадлежности к повстанцам. Сбежавший от правительственных войск Железный прячется в округе монастыря Шаолинь, где постепенно дичает. В лесах его находит один из учеников монастыря (Чи Куан-Чунг), который, пораженный его приобретенной "обезьяньей" пластикой уговаривает настоятеля взять Железного в ученики, дав ему прозвище Железная Обезьяна. Время идет, и через несколько лет герой осваивает сложнейшую технику Кулака Обезьяны и, уйдя из монастыря, нанимается в придворную охрану, чтобы попытаться добраться до генерала, ответственного за убийство его семьи, изнутри и отомстить за гибель родных.
Классический фильм, сказать о котором уже практически нечего. Все, что вы можете ожидать от хорошего кунгфу-фильма второй половины 70-х, здесь присутствует в полном объеме, так что, пожалуй, стоит просто перечислить его достоинства. Итак, на первом месте у нас режиссура. Чен Куан-Тай, известный актер и боец (специализирующийся как раз на стиле обезьяны), поставил эту картину самостоятельно, и, если честно, ничего подобного я от него не ожидал. Масштабное повествование, драматическая струнка и несомненная кинематографичность - всего этого ему легко удалось добиться. Смущает, правда, некоторая несогласованность в сценарии, мешающая причислить картину к таким столпам кунгфу-драмы, как "Последний салют рыцарству" или "Кровные братья": со своими персонажами Чен Куан-Тай обращается более, чем небрежно. Герои появляются и исчезают, так и не выполнив свою задачу-максимум, а многие из них просто не нужны - их удаление из истории не оказало бы на нее ровным счетом никакого воздействия. Совершенно беспомощны женские персонажи, все сюжетные линии с которыми повисают в воздухе, а Чи Куан-Чун, записанный в титрах вторым, так и не получает шанса показать себя. По большому счету эта небрежность мало заметна, однако она становится критичной в финале, когда Чен Куан-Тай за полчаса до конца фильма, видимо, решает, что пора заканчивать с сюжетом (картина в середине довольно ощутимо подтормаживает), и открывает цепь из длительных поединков, так и не завершив сюжетную часть.
Впрочем, предъявлять к подобному фильму претензии относительно сценария, согласен, смешно, так что посмотрим на оставшиеся плюсы, среди которых самым главным станут поединки. В начале, во время титров, нам сообщают, что древний стиль Кулака Обезьяны был восстановлен, "ремастирован" и осовременен специально для этой картины (что уже, однако, вызывает сомнения), и смотрится эта техника в исполнении Чен Куан-Тая, надо сказать, отменно. Быстро, мощно и зрелищно - особенно здорово она выглядит в финальном поединке против Кам Конга, использующего "единственный способный победить Кулак Обезьяны стиль" (по крайней мере, так сказано все в тех же титрах) - Коготь Орла. Не подкачали и остальные персонажи, да и кто может упрекнуть в этом таких людей, как Леунг Ка-Ян, Уилсон Тонг или Чи Куан-Чунг? Самый главный показатель - даже сейчас, спустя почти четверть века, "Железная обезьяна" смотрится на все пять баллов, по крайней мере, в плане боев. Фильму, возможно, не хватает убедительности в драматической части и логичности в повествовании, но культовый статус картины с лихвой эти недостатки компенсирует. И еще - не пропустите весьма забавную в своей чрезмерной серьезности сцену, где Чен Куан-Тай изучает движения настоящей обезьяны в защите. Выглядит очень весело - сосредоточенный Чен Куан-Тай периодически пинает мартышку, которая тут же начинает устало-злобно скалить зубы и растопыривать лапы, требуя, чтобы от нее наконец-то отстали!
Все эти "миленькие подробности" делают простой, как ступени Шаолиня, сюжет необычным и весьма поучительным в отношении истинного лица Китая, не чурающегося ради достижения целей крошить народ в кровавый винегрет направо и налево - народу-то у них до хрена.
Отдельно среди звезд жанра хочется отметить постоянно остающегося за бортом любых рецензий товарища Кам Конга, на которого я все больше обращаю внимание, пересматривая старые и не очень фильмы. Мало того, что из всех присутствующих он играет правдоподобнее остальных (насколько это вообще возможно в постановке, где все заранее слегка преувеличено), так еще его длинные руки удивительно вписываются в стиль Когтя Орла. Когда он расправляет в стороны свои клешни или прыгает, то невольно ловишь себя на мысли, что перед тобой действительно мощная хищная птица.
P.S.: Продолжительность полной версии фильма - 98 минут.
Не знаю, на каком таком стиле обезьяны "специализируется" Чен Куан-Тай, но кунг-фу в его исполнении, как всегда ,никакое... С настоящим стилем показанное на экране не имеет ничего общего, присутствует только бестолковое рукомахание в стиле Шоу Бразерс... Отличие только в форме ладони: если ладонь вытянута и под углом-значит стиль змеи, если подогнуты пальцы- обезьяна или тигр, кому что нравится, потому что в движениях разницы вообще никакой нет...
Жутко не понравилось, что главный герой понятия не имеет, что такое моральная дилемма... Убить пару сотен невинных людей, что бы внедриться к злодеям и отомстить за десяток родственников? Нет проблем! Особенно умиляет, что творит это человек , несколько лет проживший в монастыре- и намеревающийся туда снова вернуться!!! И никаких угрызений совести на обезьяноподобном лице Чен Куан-Тая в течение фильма не наблюдается...
Лично мне в конце вместо пострижения в монахи гораздо лучше представляется как его четвертуют, ну или хотя бы подвешивают за яйца... Ведь есть же у старых китайских фильмов традиция убивать в конце всяческих мстителей ("Кулак ярости","Рожденный защищать" и тд), так почему же здесь ее нарушили? Здесь она была бы в тему...