Мой одноклассник Варвар My School Mate, the Barbarian
Богатенький мальчик Эдвард (Стивен Фунг) по ошибке переводится не в ту школу – вместо очередной привилегированной закрытой школы попадает в TBS, живущую по своим правилам, нарушать которые не решается даже директор. В школе нет места триадам, но правила, по которым она живет, первобытные. Негласная политика дуэлей обязывает тех двоих, кто намеревается выяснять отношения, подниматься в класс под крышей, где на 55 составленных в квадрат партах сражаются до вылета с «ринга» одного из них. Король кулачного боя Стоун (Николас Цзе) теперь не дерется, и новичок Мэнтис (Сэмюэль Панг) ищет любую возможность, чтобы вызвать его на дуэль и доказать свое превосходство, а Стоун тем временем учит Эдварда постоять за себя. Тем не менее, им всем придется объединиться, когда босс триад Тигр (Кен Чунг) похищает Эдварда, чтобы получить за него выкуп.
Что бы ни говорили про Вонга Джинга (и я в том числе), это именно тот человек, благодаря которому кинематограф Гонконга выжил и расцвел буйным цветом. Да, этот человек очень любит эксплуатировать чужие идеи, почти так же сильно, как свои, но его редкие просветления (примерно один фильм из 50) оказывались пророческими, закладывая в историю развития кино Гонконга еще одну крупную веху. Судя по всему, «Мой друг Варвар» станет еще одной ступенькой на этом пути – фильм поистине новаторский.
Вонг Джинг наконец-то вспомнил, за что зрители всего мира любят Гонконг – именно бои, виртуозно поставленные поединки всегда считались прерогативой гонконгских мастеров. И вспомнив, вернул их на совершенно новом уровне. С другой стороны – комиксы, в последнее время диктующие моду всему миру, даже более конкретно – японская «городская манга». С третьей – отточенный визуальный стиль, сильно замешанный на безукоризненно статных молодежных идолах. Все эти три составляющие сошлись в одной точке именно в «Моем друге Варваре», из чего получилась гремучая смесь, пропустить которую не имеет права ни один поклонник гонконгского кинематографа – как в классическом его проявлении, так и в современном.
Вонг Джинг не идеален, согласен, и в ленте есть ряд спорных моментов, но на общем фоне они несколько теряются. Комикс-стиль предполагает карикатурные персонажи и резкие поступки, и полностью избавиться от штанов, слетающих от взрыва, и отчаянно кривляющейся Джой Юнг не удалось. Зато мир, созданный им, может похвастаться целостностью и выдержанностью в одном стиле – единожды приняв его, вы не сможете найти ни единого не вписывающегося в него момента. Суровый скуластый Николас Цзе, слегка ботаничного вида, но обаятельный Стивен Фунг, крикливая и энергичная мечтательница Джой Юнг – персонажи условные и довольно плоские, но в подобном окружении чувствующие себя как дома.
А окружение здесь играет основную скрипку. С первого до последнего кадра стиль безупречен. Монтаж, операторская работа, освещение, работа художника – придраться абсолютно не к чему, и единственное, что может слегка покоробить поклонников классического Гонконга – чересчур «продвинутый» монтаж в боевых сценах. Зато сами боевые сцены настолько примагничивают, что у вас не будет шанса обратить внимание на эти недостатки. Поставленные Чинг Сиу-Тунгом поединки не так часты, как хотелось бы (их всего четыре), но это действительно бои, те самые жесткие виртуозные схватки, за которые мы любим Гонконг, а не банальные махания ногами на уровне пояса. Особенно стоит отметить поединок между Ником Цзе и Сэмюэлем Пангом, во время которого последний убедительно ползает по стенам, виснет на вентиляторе и сражается в стиле богомола (Мэнтис, к сведению, и переводится как богомол). И естественно, подкреплено все это отлично подобранной музыкой и впечатляющей спортивностью актеров. Сложно оценивать нечто, подобное «Моему другу Варвару» с обычных позиций – картина, несмотря на, в первую очередь, чисто коммерческую направленность, органично объединяет последние веяния моды с историческими традициями кинематографа этой страны. Безоговорочно рекомендовано – один из лучших фильмов года.
И все же мне немного жаль, что:
- персонаж по прозвищу Горлопан к концу фильма полностью меняет свое амплуа,
- колоритнейший и таинственный персонаж по прозвищу Богомол (на верхнем скриншоте) как-то быстро "сдувается" в финальной драке, на него хочется посмотреть побольше :)
Еще заметка на полях: это второй из виденных мною азиатских фильмов, где один из главных положительных героев - христианин. Удивляет. (Первый - японский "Сумо достало!")