Похоронный марш Funeral March
К организатору похоронных церемоний Туану (Изон Чан) обращается юная девушка по имени Йи (Чарлин Чои). Ее просьба необычна – подготовить похороны… для нее самой. У Йи нашли рак, но в ее жизни нет ничего, за что стоит цепляться, поэтому девушка хочет прости уйти из этого мира. В заключенном с Туаном контракт есть пункт, по которому он должен отправиться вместе с ней на неделю в Америку, где находится могила ее матери, и в этой поездке Туан и Йи становятся друзьями, а по возвращению в Гонконг девушка соглашается на опасную операцию, которая, тем не менее, может ее вылечить. Все проходит как по маслу, и Йи вновь расцветает, но Туан все больше отдаляется от нее, как будто у него есть какой-то секрет, о котором она не должна знать.
И вновь фильм о смерти. О тяжелой, выматывающей болезни, грозящей летальным исходом. Медицинские палаты, последнее «прости», прощальные слова, отпускающие взгляды… Если вы чувствуете, как ваш обед уже просится наружу, не торопитесь с ним расставаться – из многих фильмов на эту тему «Похоронный марш» если и не лучший, то, по крайней мере, один из них.
В предсказуемые клише картина скатывается лишь в последние пятнадцать минут, но даже они не вызывают внутреннего отторжения, так как логично вытекают из того, что им предшествовало. Ненавистный манипулятивный прием выжимать слезы из зрителей только потому, что кто-то из героев на экране, не переставая, талдычит о том, что вот-вот умрет, но всех прощает, завещает свое состояние голодающим детям Нигерии и наставляет хлюпающих носом родственников не забывать выгуливать его любимую собачку, в арсенал Джо Ма, которым он пользовался при постановке «Похоронного марша», не входит – и это его главное достоинство. Заставить зрителя глотать слезы и бороться с комком, подкатывающим к горлу, без наигранных заламываний рук под силу не каждому.
И фильм, по большому счету, не о том, что «от нас уходит еще один хороший человек, как же мы теперь без него жить будем», а о том, как там, где холодно, темно, страшно и одиноко, нужно человеческое тепло и плечо друга, в которое можно выплакаться. О том, что убивает людей не болезнь, а отчуждение. О том, что все, что нужно в этой жизни – это малюсенькая капелька любви и внимания, которых порой бывает трудно дождаться даже от самых близких людей.
«Похоронный марш» – фильм честный, правдивый и очень человечный. В нем очень мало диалогов, непривычно мало для картины «смертельной» тематики рыданий во весь голос – еще в первой сцене фильма Туан говорит скорбящей матери, что скорбный плач не отпускает души умерших, не позволяя им освободиться. Грусть и главные переживания таятся внутри, отражаясь в глазах и лишь изредка находя выход в порывистых жестах, когда эмоции достигают своего накала. Изон Чан и Чарлин Чои – пара в этом смысле просто идеальная, а тон картины – скорбный и глубоко лиричный одновременно – обволакивает и успокаивает. Джо Ма наконец-то снял фильм, который можно с легким сердцем назвать его лучшей работой.