Кот и Мышка Cat and Mouse
Судья Пао (Энтони Вонг) – один из самых уважаемых борцов с преступностью в Древнем Китае, заслуживший почетное место при императорском дворе благодаря невероятным подвигам, хотя всего этого он не добился бы без помощи своего верного ассистента и телохранителя Жана Жао (Энди Лау). Тем не менее, для этой парочки настали не лучшие времена – все последние годы они не находят своим талантам достойного применения, и даже верный меч Жао начал бунтовать против своего хозяина. Настоящее дело подворачивается неожиданно, когда Пао и его помощник обнаруживают, что кто-то строит козни против самого императора (Чеунг Тат-Минг). Заподозрив банду Мышей под предводительством Цветной Мышки (Сесилия Чеунг), Жао выходит на их след, однако заговор гораздо сложнее, чем он думал поначалу.
Так называемые «новогодние» фильмы – давняя традиция Гонконга, но если десяток лет назад местные киношники дарили зрителям на этот праздник в основном современные «яппи»-комедии, теперь вернулась мода на костюмные фарсы, вновь возродившись благодаря чудесному фильму «Ву Йен» Джонни То и Вэя Ка-Фаи. Ни один из их «последователей», впрочем, до уровня этой ленты не дотянул (навскидку сразу вспомним «Китайскую одиссею’2002» и «Львиный рык»), хотя – в то же время – ни один из них не был столь плох, как «Кот и мышка».
В основе сюжета картины лежит цикл классических рассказов о судье Пао и его помощнике Жао, однако сценаристы предпочли перенести в фильм лишь главных действующих лиц цикла, а сюжет придумали самостоятельно, в традициях подобных лент щедро приправив его абсурдным юмором, «модерновыми» гэгами и романтической историей, которая покажется до боли знакомой всем, кто смотрел все те же «Ву Йен», «Львиный рык» и «Китайскую одиссею’2002». Как всегда, имеется любовный треугольник, в «страдающем» углу которого находится Сесилия Чеунг (ей такие роли всегда удавались), еще будут и переодевания женщин в мужчин, будет и обязательный благостный хэппи-энд, в котором все помирятся и будут жить долго и счастливо.
Основная проблема «Кота и мышки», впрочем, в том, что сюжета в фильме как такового почти нет – создается ощущение, что за ленту взялись в авральном порядке, поэтому вся ее первая половина почти полностью построена на импровизации и ничего не значащих эпизодах, не особо смешных и совсем не нужных для сюжета. Конечно, актеры в картине собрались очень талантливые, поэтому многие из таких сцен они все же вытаскивают на своем обаянии и энергетике (например, эпизод, в котором Энтони Вонг и Энди Лау принимают ванну вместе, просто уморителен), но где-то спустя полчаса после начала фильма начинаешь понимать, что за все это время сюжет не продвинулся ни на шаг. Впрочем, его дальнейшее движение таковым можно назвать только относительно первой половины – события сменяют друг друга с черепашьей скоростью, а концентрация по-настоящему веселых сцен очень низка.
Вторая проблема ленты – режиссура, вернее, ее расслабленное отсутствие. Фарс многое прощает, но он не должен превращаться в капустник ни при каких обстоятельствах – здесь же каждый гнет свою линию, не особо пытаясь «притереться» к напарнику. Чеунг Тат-Минг играет одно, Энди Лау и Энтони Вонг – другое, Сесилия Чеунг колбасится в своем загончике, а по всей картине метеором носятся друганы Цветной Мышки в исполнении Чапмана То и Лам Цзе-Чунга. То, чем занимается на экране эта парочка, иначе как дуракавалянием и не назовешь – их «фишка» в том, что они ржут и прикалываются друг над другом постоянно, в любых обстоятельствах. Их дружный радостный гогот в неудачных дублях, которые по традиции показываются на фоне финальных титров, ничуть не отличается по заливистости от того, чем они занимаются в самом фильме.
С другой стороны, внешне фильм снят так, что не придерешься – все очень роскошно, масштабно и весьма красочно, имеется даже пара простеньких, но неплохо поставленных боевых сцен (одна из них даже пародирует «Героя» – Энди Лау отбивается мечом от тучи летящих стрел). Жаль, что, помимо этого, фильму абсолютно нечего предложить своему зрителю – смотреть «Кота и мышку» немногим интереснее, чем в течение полутора часов рассматривать одну фотографию. По крайней мере, динамика у картины примерно на том же уровне, а шансов на сюрпризы и неожиданности в ней и того меньше.
Из всего фильма понравилась только сцена с запертой дверью. Когда Энтони Вонг со свитой отвечали на вопросы.