Король нищих King of Beggars
Стивен Чоу тут играет роль легендарного Нищего Со, и фильм рассказывает историю о том, как он, собственно, стал тем человеком, который вошел в историю. Как выясняется, раньше он был богатым наследником влиятельного генерала (Нг Ман-Тат), однако влюбившись в девушку в публичном доме (Шарла Чеунг), он разом теряет все. Пообещав ей стать учеником главной школы боевых искусств страны, он переходит дорогу влиятельному монголу (Норман Чу), подбирающемуся к императору с целью свергнуть его, и тот подставляет Со, вдобавок делая его калекой. Со и его отец теряют все свои привилегии и становятся нищими попрошайками, потерявшими надежду, однако вступив в Ассоциацию Нищих, Со понемногу становится легендой, в результате предотвращая покушение на самого императора.
Классический фильм Стивена Чоу, уже содержащий в себе все то, что впоследствии принесет славу другим его фильмам. Дело в том, что "Король нищих" сам по себе в свете более поздних шедевров Чоу вряд ли сможет выделиться чем-то особенным, однако приглядевшись внимательнее, сразу становится понятно, откуда ноги растут у его последовавших хитов.
Легенда о нищем Со преподносится нам как чисто развлекательное приключение в духе этого комика с небольшими (но очень действенными, кстати) вкраплениями драмы и "боевого" фильма. Хоть сюжет сам по себе и незатейлив, его достаточно, чтобы привлечь внимание зрителя на полтора часа, и развивается он последовательно, обстоятельно и неторопливо, отвлекаясь изредка на небольшие эпизоды-вставки, на время которых действие замирает, предоставляя право Чоу выложить перед нами очередной свой прикол. Как и в предыдущей совместной работе Гордона Чана и Стивена Чоу ("Пробейся назад в школу"), гэги тут - не самоцель (совершенно дико смешных приколов а-ля "Бог кулинарии" здесь не наблюдается), а больше важно просто настроение. Лично я ничего против не имею, а учитывая тот чисто технический уровень, на котором сделана картина, становится совсем понятно, почему "Король нищих" занял заметную веху в кинематографе Гонконга.
Во-первых, операторская работа. Заснять великолепные бои, поставленные мастером Юэнь Чеунг-Яном, - отдельное искусство. Все должно быть красиво, ярко и динамично, и тут нас вряд ли постигнет разочарование. Все снято в лучших традициях подобного жанра - летают гигантские валуны, взрывы сотрясают землю, а герои буквально парят в небесах. Отдельным сюрпризом (приятным) стала довольно "боевитая" роль Стивена Чоу - ни одна схватка здесь не обходится без него, и, сказать по правде, выглядит он в экшен-сценах очень даже достойно (сказывается увлечение боевыми искусствами в детстве). Однако вряд ли фильм произведет на вас то впечатление, на которое он рассчитывает, если вы часто смотрите подобное кино. Я все понимаю - он был одним из первопроходцев, и за это его определенно стоит поставить в категорию классики, но ничего поделать с собой не могу - смотреть не особо интересно, потому как львиную долю из того, что здесь представлено, я уже видел в другом, более новом кино. Даже Манг Лунг в своей коронной роли переодетого в женщину уродца, ковыряющего в носу, появляется здесь в подобном амплуа практически впервые.
Награды: 6 номинаций на HKFA: лучшая операторская работа, лучший сценарий, лучшая песня к фильму, лучшая музыка, лучшая режиссура и лучший фильм.