10 главных кинозлодеев 80-х
Продолжаем наш цикл материалов о самых ярких злодеях гонконгского кино, наверное, самым значительным и популярным десятилетием – восьмидесятыми, когда экшен-жанр достиг своего пика, а триллеры начали приобретать характерный «острый» привкус, которым гонконгское кино тех лет славилось особенно. Прошу не относиться строго к тому, к какому десятилетию относить выбранных актеров – у многих из них карьеры раскидываются на несколько десятилетий, выбирай любое!
10. Санни Фанг
Годы «злодейства»: 1989-1990
Возможно, вы не знаете этого актера по имени, но если вы любите гонконгские боевики 80-х, то вы наверняка видели (и запомнили!) его лицо. С такой внешностью, как кажется, на роду написано играть отъявленных мерзавцев, и Санни их и играл – правда, недолго. Первые его роли в кино пришлись на конец 60-х, но до середины 80-х снимался он очень мало, а единожды начав, очень быстро закруглился – пик его активности пришелся на 1989-1990 годы, в которые он сыграл в тринадцати фильмах, среди которых были такие крупные картины, как «Чудеса», «Блюз беглецов», «Ее крутые методы», «Берегись, офицер!» и «История моего сына». Его последняя на данный момент роль – в «Самой длинной ночи» (1998).
9. Армстронг Юэнь
Годы «злодейства»: 1981-1984
Как и прочие члены «клана Юэней», Армстронг начал сниматься на Shaw Bros в середине 60-х. В первой половине 70-х начал работать хореографом боев, но его актерские работы очень долго не желали увеличиваться – к концу 70-х на его счету было около сотни фильмов, но в подавляющем их большинстве он играл роли из разряда «третий слева в последнем ряду». Лед тронулся с «Пьяного мастера», в котором Армстронг сыграл первого мастера кунгфу, которого убивает герой Хванга Джанга Ли, и с тех пор Юэнь начал получать сравнительно большие роли в фильмах Юэня Ву-Пинга, который одно время даже пытался делать из него положительного героя («Танец пьяного богомола», «Кулак буддиста»), пока не вышел «Дредноут» (1981), в котором Армстронг сыграл психопата-убийцу. В последовавшей за ним серии мистических кунгфу-комедий «Чудо-бойцы» (1982), «Мастер вутанга» (1983), «Пьяный вутанг» (1984) и «Пьяный тайчи» (1984) Армстронг Юэнь уже эксклюзивно играл злодеев, но с окончанием эры популярности кунгфу в середине 80-х постепенно перешел в экшен-хореографию.
8. Фунг Хак-Он
Годы «злодейства»: 1970-1995
Сын известного актера и режиссера Фунга Фунга (и брат Петрины Фунг), «благодаря» своей внешности Фунг Хак-Он был обречен играть злодеев. Что и делал – вплоть с 60-х (а вообще играть в кино он начал еще ребенком, Фунг Фунг снимал его в маленьких ролях в своих фильмах с семи лет)! Многие из его ролей 70-х были достаточно большими, но к злодеям 80-х я его причислил неспроста – в полную силу он развернулся лишь с конца 70-х, в фильмах Саммо Хунга («Монах с железным кулаком», «Воины вдвоем», «Входит толстый дракон», «Великолепный мясник») и Джеки Чана, засветившись в ролях злодеев разной степени значимости практически во всех его значимых фильмах 80-х годов – от «Молодого мастера» до «Чудес». Как и многие его коллеги, ушел из кино в середине 90-х, но, в отличие от многих, вернулся туда в начале нулевых и нашел себя в ролях мудрых старейшин и опасных главарей банд.
7. Филлип Ко
Годы «злодейства»: 1976-2000
В кино Филлип Ко пришел в 1970-м, изначально на студию Shaw Bros, но в 1972-м он перебирается на Тайвань, где начинает пользоваться популярностью у небольших студий. Его роли постепенно становятся больше, и во второй половине 70-х он снимается все чаще и чаще – двадцать фильмов в 1979-м году о чем-то, да говорят! Интересно, что однозначным «кинозлодеем» он в те времена не был и время от времени появлялся в положительных образах («Двое в пути»), но поклонники кунгфу-боевиков любят и ценят его куда больше за роли кровожадных кунгфу-мастеров, с которыми главным героям приходилось сражаться в финальной схватке. Переход киноэкшенов в современную эпоху Ко пережил абсолютно спокойно – в пиджаках и с пистолетом в руке он смотрелся ничуть не хуже, чем в халатах и с длинными белыми бровями, и в 80-х появился в целой обойме заметных картин – правда, чаще на подхвате, в ролях злодеев второго и третьего плана. В конце 80-х Ко пробует себя в режиссуре и становится одним из тех, кто популяризирует жанр «девушки с оружием», а потом в 90-е настойчиво и упорно спускает весь свой заработанный ранее авторитет в унитаз, снимая один убогий дешевый боевик за другим. И, между прочим, тянет за собой свою супругу Ошиму Юкари. В начале нулевых отходит от съемок в кино.
6. Шинг Фуй-Он
Годы «злодейства»: 1986-2000
Казалось бы, с таким лицом Шинг Фуй-Он должен был в точности повторить путь своего коллеги Фунга Хак-Она, но ему повезло – еще на заре его карьеры (первые роли Шинга пришлись на начало 70-х, но сниматься толком он начал лишь спустя десятилетие) кто-то рассмотрел в свирепом громиле комедийный талант, так что добрая половина его ролей – комедии, в которых Шинг сыграл обаятельных и добродушных увальней. Что не отменяет «темную половину» – беспощадных кровожадных убийц, квинтэссенцией которых стал, пожалуй, Хой в «Наемном убийце» (1989) Джона Ву. Шинг Фуй-Он активно снимался в кино вплоть до нулевых, но потом у него начались проблемы со здоровьем, рак и его рецидивы и в августе 2009-го в возрасте 54 лет он умер. Оставив своим поклонникам, к счастью, гигантское кинонаследие – за четыре года на рубеже 80-х и 90-х годов он снялся почти в сотне фильмов!
5. Лунг Фонг
Годы «злодейства»: 1989-2000
Имя Лунга Фонга было известно и в 70-е – в кино он пришел в начале десятилетия и к его середине добился существенных успехов, дойдя к его концу до близких к главным ролей в паре средне- и низкобюджетных кунгфу-боевиков. Тем не менее, в 1981-м он уходит из кино и возвращается в индустрию лишь в конце 80-х, зато так, что мало не показалось никому – он сыграл главных злодеев в «карточных» триллерах «Налетчики на казино» (1989) и «Бог азартных игроков» (1989) и сделал это настолько убедительно (за роль в «Налетчиках» он даже получил номинацию на HKFA как лучший новый актер!, что в ближайшие годы его буквально завалили предложениями «злодейских» ролей. Но, хотя второй виток его карьеры растянулся аж до 2000-го года, я все-таки отнесу его к злодеям 80-х, потому что самые яркие свои злодейские роли (помимо уже названных, это «Охотник на крокодилов» (1989), «Око за око» (1990), «Легенда о драконе» (1991), «Крестный отец Гонконга» (1991), «Ли Рок» (1991)) он сыграл на рубеже 80-х и 90-х годов.
4. Билли Чоу
Годы «злодейства»: 1987-2004
Если бы Билли Чоу был хорошим актером, его карьера могла бы сложиться удачнее, но увы – при всей своей невероятности как кинобойца (а в своих лучших фильмах он выдает потрясающий экшен!) ему всегда не хватало той актерской харизмы, которая делает просто ярких злодеев по-настоящему запоминающимися. Тем не менее, со своей первой большой роли в «Восточных кондорах» (1987), где Чоу сыграл вьетнамского офицера, Чоу заявил о себе, как о мощном и опасном экранном противнике для главных экшен-звезд Гонконга. В последующие годы с ним сражались Джеки Чан («Чудеса»), Саммо Хунг («Фиктивный брак», «Рикша»), Джет Ли («Кулак легенды», «Высший риск»), Юэнь Бьяо («Право воровать»), Синтия Ротрок («Над законом 2»), Лам Чинг-Йинг («Чудо-полицейский»), Синтия Хан («При исполнении 5»), Винсент Жао («Однажды в Китае 4») и даже Стивен Чоу (хотя эта драка из комедии «Когда улыбается удача» больше похожа на избиение). Во второй половине 90-х с крахом дорогого экшен-кино из Гонконга обрушилась и карьера Билли Чоу – он снимался до середины нулевых, но уже исключительно в никзобюджетном трэше.
3. Дик Вей
Годы «злодейства»: 1982-2000
Дик Вей – по сути, тот же Билли Чоу, но чуть более талантливый. Более яркий и самобытный, как боец, более интересный, как актер, более харизматичный и разнообразный – последнее позволило ему сыграть даже несколько положительных ролей. Сниматься в кино Дик начал еще в 70-х, сначала в тайваньских кунгфу-боевиках (в то время он еще служил в армии), а затем, после переезда в Гонконг, на студии Shaw Bros. Как ни странно, мастера студии не разглядели в нем будущую звезду и вплоть до начала 80-х Вей просидел на небольших безликих ролях – с мертвой точки дело сдвинулось лишь в 1981-м, когда Дик перешел на Golden Harvest, где сразу же вписался в ряд проектов Саммо Хунга и Джеки Чана («Блудный сын», «Карманники», «Операция А», «Зу», «Победители и грешники»). Роль в «Операции А», где Дик сыграл главного злодея – пирата, украшенного татуировками с ног до головы – стала для него настоящим прорывом, своего рода визитной карточкой, открывшей перед ним все двери. В 80-х Вей регулярно возвращался к Саммо и Джеки, но параллельно активно снимался в боевиках второго эшелона, среди которых многие стали классикой жанра, не в последнюю очередь, благодаря ему. В 90-х он перебрался на Тайвань, где постепенно скатился в совсем невнятный трэш и к началу нулевых из кино ушел. Хотя скоро ожидается его возвращение в историческом эпике «Славные дни» (2012), собравшем многих звезд 80-х и 90-х, от Эрика Тсанга и Ксиона Ксин-Ксина.
2. Рой Чеунг
Годы «злодейства»: 1986-2000
Хотя сейчас Рой Чеунг известен как разноплановый драматический актер, поклонники гонконгского кино 80-90-х годов знают его в первую очередь как отъявленного киномерзавца – подонки без намека на совесть получались у него особенно яркими. Сниматься он начал с середины 80-х и практически сразу же нащупал в себе «злодейскую» жилку – роль подводного монстра в хорроре «Побег из Коралловой бухты» (1986) не потребовала от него ничего особенного, но в «Тюремном пекле» (1987) и «Городе в огне» (1987) он мастерски изобразил мерзавцев, прикрывающихся законом – в первом случае, охранника тюрьмы, во втором – молодого полицейского инспектора, который ни во что не ставит человеческую жизнь. В 1988-м к этим ролям добавился триадовец из «Школы в огне», а дальше злодеи всех калибров и мастей пошли косяком. В цикле «Молодые и опасные» в середине 90-х он прописался так прочно, что снялся в трех частях, изобразив трех разных злодеев! Тем не менее, запираться в рамках одного образа Рой не собирался и постепенно так разнообразил свое творческое амплуа, что теперь может сыграть практически кого угодно. Но делает это, к сожалению, редко – за последние пять лет он снялся всего в трех фильмах.
1. Юэнь Ва
Годы «злодейства»: 1980-1997
Чуть ли не самый упорный ученик из группы Пекинской оперы, в которую также входили Джеки Чан, Саммо Хунг, Юэнь Бьяо, Кори Юэнь и другие будущие экшен-звезды, Юэнь Ва вряд ли мог рассчитывать на блестящую карьеру в кино – не позволяла внешность. И хотя в кино он пришел еще ребенком, одновременно со своими «братьями» по школе в 60-х, со временем он начал отдаляться от них «на темную сторону» – играл Ва преимущественно бандитов, убийц и прочих малоприятных личностей. Когда его «братья» ушли с Shaw Bros в начале 70-х, Юэнь Ва остался и со временем стал уважаемым экшен-хореографом студии, однако центральные роли ему доверять не хотели. С закрытием студии в 1985-м Ва присоединился к Саммо Хунгу и Джеки Чану, которые тут же завалили его работой – в «Мистере Вампире» (1985), «Сердце дракона» (1985) и «Моих счастливых звездах» (1985) роли у него были по-прежнему небольшие, но в 1987-м вместе с Диком Веем и Билли Чоу он сыграл в «Восточных кондорах» одного из вьетнамских офицеров (самого главного и опасного!), закрепив успех «Драконами навсегда» (1988), и его карьера злодея взмыла в небеса. Тем не менее, сам Юэнь не хотел ограничиваться одними лишь отрицательными ролями и в начале 90-х сыграл несколько ярких комедийных ролей в фильмах Стивена Чоу, и это сотрудничество «аукнулось» ему в 2004-м, когда Чоу снял «Разборки в стиле кунгфу» и пригласил Юэня на одну из центральных ролей. Дуэт Ва с Юэнь Циу оказался таким ярким, что уже после «Разборок» их еще не раз объединяли в различных комедиях, самые известные из которых – трилогия «Кунгфу маджонг» (2005-2007). Юэнь Ва до сих пор много снимается, но злодеев уже давно не играет, предпочитая роли добрых дядюшек и учителей.
Первая часть материала (10 главных кинозлодеев 70-х)
Очень жаждеца перечень кинозлодеев 90-х и нулевых. А также было очень интересно почитать о западных актерах, которые сделали или пытались сделать карьеры в китайском кино. Можно тоже списком :)
В любом случае, больше статей - хороших и разных!
Во-вторых, нам всем, конечно, понятно, что автор статьи костьми ляжет, но самого известного "кинозлодея" 80-х в свой список не включит ни под каким видом. Я думаю, все уже догадались, что речь идёт о прославленом "бледнолицем воине тени" Стюарте Смите. Только правду, как и шило, в мешке не утаишь. А она для гонконгских актёров горька - главными злодеями в золотой период гонконгского кинематографа были актёры с Дикого Запада. Нортон, Уркидез, Вудс, Фэлкон, Салвитти в фильмах с их участием легко оттесняли на задний план всех аборигенов.
В-третьих, полагаю,в списке "кинозлодеев" лчень уместно смотрелась бы Мичико Нишиваки. Но это моё личное скромное мнение.