Братья Brothers
Когда Биншэн (Питер Хо) был еще ребенком, он вступился за младшего брата Темина (Этан Ли) и убил человека, за что отправился в тюрьму на десять лет. Годы пролетают, Биншэн выходит на свободу, но в первый же вечер братья влипают в неприятность, за которую их отправляют на войну. По пути на фронт Темину удается сбежать, но от войны не убежать – спустя пять лет братья вновь встречаются, но на этот раз они по разные стороны баррикад.
Жанр военной драмы в Китае один из самых почетных и уважаемых – во времена, когда любое жанровое кино было в опале, народ развлекали почти исключительно «производственными» мелодрамами и военными фильмами, посвященным важным страницам в недавней китайской истории (в общем-то, почти как в СССР). Те времена прошли, но «генетическая память» никуда не делась – по крайней мере, у властей, которые часто поддерживают военное кино – несмотря на неуклонно падающий к нему интерес со стороны зрителей.
Чтобы вновь вернуть этот самый интерес, китайские киношники начали прибегать к различным уловкам – так, два года назад Цуй Харк превратил пропагандистскую оперу «Захват Тигриной горы» в комиксоид и сорвал банк. Сейчас по его следам пошел А Гань, но с его «Братьями» фокус не удался – фильм провалился с оглушительным треском, невзирая на сложную кропотливую работу (съемки начались еще в 2010-м, но закончить картину удалось лишь спустя пять лет) и 3D. И на то, что фильм у него получился не менее, а то и более достойный, чем творение заслуженного мастера гонконгского экшена.
Главное, что выделяет «Братьев» из общего ряда военных картин, это его визуальный стиль, напоминающий нечто среднее между голливудскими «Городом грехов», «300 спартанцами» и «Небесным капитаном и Миром будущего». Весь фильм снят на фоне зеленых экранов, с цветами, приглушенными до состояния почти монохромной сепии (с редкими вкраплениями цветных вставок), и стилизован под оживший комикс – и, надо сказать, это решение совсем не смотрится пустым выпендрежем, а наоборот, помогает акцентировать внимание на драматичных моментах и эффектных сценах.
В принципе, выдающегося визуального стиля уже было бы достаточно, чтобы рекомендовать «Братьев» к просмотру, но фильм не ограничивается одной картинкой. Еще в нем, например, очень динамичный монтаж, не позволяющий передохнуть ни на минуту (некоторые сцены так плотно смонтированы, что им, наоборот, хочется добавить «воздуха» и «воды»). Еще в нем яркий саундтрек с проникновенной заглавной песней. Еще в нем все в порядке с брутальностью – никаких компромиссов авторы себе не позволяют, на войне как на войне, так что на тот свет будут отправлять всех подряд, не жалея детей, женщин и собак. А еще в «Братьях» совершенно феноменальный Питер Хо, блестяще отыгрывающий «бешеного пса», которого тюрьма превратила в беспощадного монстра, но не лишила любви к брату.
«Братья» могут показаться немного поверхностными в том, как в картине изображаются персонажи второго плана – шанса полноценно раскрыться им не дают, это герои-функции, но при этом А Гань прописывает эти функции максимально выразительно, жирными мазками, и в этом «Братья» тоже напоминают комикс, в котором глубину героям придают не длинными диалогами, а выразительными позами и громкими поступками. И в конечном итоге фильм не кажется пустым – он не только захватывает и впечатляет, но и трогает, периодически напоминая наше «Белое солнце пустыни» (возможно, дело в том, что в обоих фильмах герой сопровождает в пути через враждебную землю отряд девушек). Почему «Братья» провалились в прокате, собрав денег на уровне дешевого трэш-ужастика, решительно непонятно, но это один из лучших фильмов года и очень важный эксперимент для китайского кинематографа. Жаль, что оценить его по достоинству зрители не захотели.