Бриллиант удачи Lucky Diamond
Один из четырех грабителей, только что обокравших ювелирный магазин, пытается припрятать от товарищей добычу, но подельники его раскусывают. Спасаясь бегством, бандит прячет последний бриллиант в баночке с кремом случайной встречной (Анита Муй) и погибает. Остальные грабители в конце концов догадываются, где искать концы пропавшего камня, но на сторону девушки встает частный детектив (Алекс Ман).
До того, как комедии абсурда или молейто, популяризировал в начале 90-х Стивен Чоу, этот жанр осваивали братья Юэни из так называемого «клана Юэней». Доведя кунгфу-комедии до предела в «Чудо-бойцах» (1982) и последовавших за ними «Мастере удана» (1983), «Пьяном тайчи» (1984) и «Пьяном удане» (1984), Юэни решили попробовать прижить стилистику в современности – так появился «Бриллиант удачи».
Интересно, что зрители попытку не оценили – в прокате фильму не помогли ни популярнейшие на тот момент Алекс Ман и Анита Муй в главных ролях (последняя даже исполняет здесь одну из своих песен в импровизированном музыкальном номере), ни засилие экшена от все тех же Юэней. Справедливости ради, проблема «Бриллианта удачи» не только в том, что фильм опередил свое время – в первую очередь, он не столько абсурдный, сколько глупый, а детсадовский идиотизм, который еще срабатывает в условиях откровенно фэнтезийного сеттинга, воспринимается совсем по-другому в обстановке Гонконга середины 80-х.
В чем «Бриллиант удачи» не упрекнешь, так это в нудности – фильм берет с места в карьер с первых же кадров и не останавливается вплоть до самого финала. Герои постоянно кривляются (Юэнь Чун-Янь с выпирающими зубами!), несут чушь, валяют дурака, носятся друг за другом и дерутся – причем, дерутся, несмотря на общую несерьезность происходящего, вполне серьезно, а столько, сколько ее бьют здесь, Аниту Муй, кажется, не били больше никогда в ее карьере.
В то же время, экшен в «Бриллианте удачи» довольно незамысловатый и простой, как будто Юэни уже поняли, что растрачивают силы на что-то не то и доделывали фильм уже по остаточному принципу. Ну что сказать, они были правы, хотя сейчас фильм смотрится все-таки весьма приятно – даже несмотря на то, что от некоторых здешних шуток хочется кривиться, как от лимона, а уровень кича в отдельных местах переходит все допустимые границы (так, Тай Бо играет одного из грабителей, который с ног до головы затянут в кожу, ведет себя, как гомосексуалист, и носит на рукаве повязку со свастикой!). Такое время, такие нравы, такой юмор, так закалялась сталь!
Еще одна странность - выбор боевой стилистики Юэней для данного фильма. Все круто дерущиеся в других кинАх актеры (за исключением Мана, который никогда и не умел), вдруг перестают "делать" хореографию, а дерутся в колхозном стиле, просто размахивая руками и ногами. Такой "уличной" стилистикой Гонконг нас обычно "балует" в псевдо реалистичных фильмах про полицию или бандосов, когда хочет подчеркнуть суперсУрьёзность происходящего, но тут, да еще и от Юэней, хотелось бы совсем другого. Тем более что помимо этого досадного недоразумения трюков с разными падениями, прыжками, разбиваниями телами разных предметов напихали по самое не балуйся.
Такой вот спорный вышел кин, который неподготовленный зритель вполне законно может забросить смотреть через 15-20 минут, а тот, кто высидит и "пересидит" не слишком работающую детскую клоунаду еще десяток минут, вполне может поймать нужный ритм и получить свои законные комедийно-экшЕновые кайфушки. Тот самый случай, когда кин использует технику паровоза, мощно разгоняясь от начала к концу.