Проект "Гутенберг" Project Gutenberg
Ли Ман (Аарон Квок) – художник, но специалисты нелестно отзываются о его картинах, подчеркивая, что Ли Ман хорошо копирует чужое, но со своими идеями у него плохо. Тем не менее, именно его талант копировать приходится кстати загадочному дельцу, который называет себя Художник (Чоу Юнь-Фат). Тот собирает команду, чтобы создать «идеальную» поддельную купюру, и Ли Ман окажется ключевым элементом его группы.
Почему «Проект Гутенберг» стал одним из главных кассовых хитов года в материковом Китае, в целом понять можно – это размашистый криминальный эпик, напоминающий не только лучшие гонконгские фильмы этого жанра («Протеже»), но и западные. Тем не менее, принять эту любовь зрителю более-менее насмотренному будет довольно сложно. Дело в том, что весь сюжет фильма держится на одной-единственной предпосылке или, если угодно, твисте, которую более-менее насмотренный и внимательный зритель раскусит еще в середине, после чего картина резко теряет в красках – паззл складывается еще до того, как в кадр попадают необходимые детали, и следить за тем, как все движется к закономерному финалу, становится не очень интересно.
В то же время, надо отдать должное создателям «Проекта», видно, что это профессионалы, находящиеся в кино не первый год и четко понимающие, что хороший фильм должен работать на нескольких уровнях и вольготно чувствовать себя в разных жанрах. Так, с одной стороны, это «бандитская сага» о группе крутых фальшивомонетчиков, с другой, криминальная мелодрама, в которой герой Аарона Квока разрывается между двумя женщинами – своей возлюбленной художницей (Чжан Цзинчу), которую он был вынужден оставить, и «боевой подругой» (Джойс Фэн), спасенной им из огня. Также тут есть детективная линия (сюжет подается флэшбеками, в то время как Ли Ман сидит на допросе в гонконгской полиции) и несколько экшен-сцен прямо-таки «джонвушной» степени сказочности (Чоу Юнь-Фат в белоснежном костюме расстреливает с двух рук целую армию наемников со сбитыми прицелами). А на закуску – размышления о том, что такое оригинал, а что подделка, и так ли важно, что из этого «подлинное».
Как ни странно, последнее в фильме работает лучше всего – именно прочувствованная реализация этой линии «цепляет» в первую очередь. Потому что, как было сказано, детективная линия быстро компрометирует себя (хотя после глобального откровения следом идет еще одно – поменьше, но не такое очевидное), экшен-сцен всего ничего (но они на удивление брутальны – убивают тут всех направо и налево без лишних слов), а «бандитская сага» хорошо начинается (нас ждет несколько весьма любопытных и донельзя подробных экскурсов в мир подделки банкнот), но постепенно начинает буксовать – уж больно условно показана механика функционирования группы, а подготовка к ключевому твисту вынуждает авторов отвлекаться на не очень правдоподобные события.
Для Чоу Юнь-Фата это одна из редких возможностей сыграть злодея, и он здесь однозначно хорош. Чего, увы, не скажешь об Аароне Квоке – актер это очень ограниченного диапазона, и страх, беспокойство и нервозность всегда давались ему с трудом. В «Проекте Гутенберг» на этих эмоциях построена практически вся его роль, и в какой-то момент его наигранный шок начинает не на шутку раздражать. К счастью, его со всех сторон плотно подпирают ветераны и молодые харизматики второго плана – да и сам Квок, как ни крути, актер харизматичный и обаятельный, так что ему можно многое простить.
В остальном же - довольно неплохой детектив, держащийся двумя руками за харизму нестареющиего душой Чоу Юнь-Фата (чего не скажешь о его лице, хирургическое вмешательство в которое временами в некоторых ракурсах особенно заметно). Был бы еще хронометраж поменьше – потому как особо сказать на такой почти двухсполовинойчасовой замут явно нечего, - совсем было бы хорошо. Не так, чтобы очень хорошо, но так - чтобы неплохо на разовый просмотр. А вот саги - увы! - не получилось. Внутренней глобальности не хватило.
Феликс Чонг так увлечен стодолларовой купюрой, что забивает на сюжет.
Такое впечатление, что смотришь документалку.
Во второй половине Чоу Юнь-Фат берет оружие и фильм наконец раскочегаривается.
Chow Yun-Fat в экшене божественно хорош, в эти моменты улыбаешься и балдеешь.