Пегас Pegasus
В конце нулевых гонщик Чжан Чи (Шэнь Тэн) был лучшим – несколько лет подряд он завоевывал первое место на главной гонке Китая. Но его пребывание на вершине завершилось самым неожиданным образом – он попался на незаконной гонке и приговором суда его на пять лет лишили прав и, соответственно, отстранили от участия в официальных чемпионатах. Сейчас срок дисквалификации подходит к концу, и Чжан Чи готовится к возвращению, но за прошедшие пять лет многое изменилось. Так, место лучшего занял молодой гонщик Линь Чжэньдун (Джонни Хуан), а спонсировать самого Чжан Чи никто не рвется – ни одна компания не хочет связываться со «сбитым летчиком» с запятнанным прошлым.
Хань Хань пришел в кино всего пять лет назад, но за эти годы успел наработать себе такое имя, которое иные кинотворцы не могут сделать себе за пять десятилетий упорной работы. Писатель и страстный автолюбитель, Хань Хань своим дебютным фильмом «Материк» заставил говорить о себе, как о честном и искреннем «голосе поколения» (что откликнулось в сердцах зрителей весьма впечатляющими кассовыми сборами), следующим фильмом «Ряска» по касательной затронул тему своих любимых автогонок, а в «Пегасе», почувствовав поддержку («Ряска» заработала почти в два раза больше «Материка»), погрузился в мир рычащих двигателей с головой.
Хотя формально «Пегас» – вполне традиционная по сюжету спортивная история о списанной со счетов «темной лошадке», которой дают второй шанс, на деле это кино не только и не столько о спортивных победах, сколько о схватке со своими внутренними демонами. Неслучайно апофеозом картины становится гонка по пересеченной местности, в которой участники соревнуются не напрямую друг с другом, а с трассой – стартуют машины с перерывом в пять минут и ни о каких обгонах тут и речи быть не может, удержаться бы на крутых горных поворотах. Чжан Чи в этом плане еще больше обостряет задачу – по сюжету он выходит на старт без штурмана, что заставляет комментатора назвать его «самым одиноким гонщиком» этого заезда. В этом весь смысл этой истории – в том, что взрослые люди должны сами отвечать за свои ошибки и их исправление, несмотря на помощь сочувствующих, лежит только на них самих.
Впрочем, «Пегас» не собрал бы 250 с лишним миллионов долларов, показав одну из лучших стойкостей среди всех премьер «новогоднего» кинопроката, если бы это была всего лишь драма о «сбитом летчике». В первую очередь, это комедия и комедия весьма смешная, опирающаяся на каноны, заложенные в свое время Стивеном Чоу и его современными последователями – группой комиков Fun Age (к которой принадлежит, к слову, и Шэнь Тэн, сыгравший здесь главную роль). Чжан Чи – парень серьезный и проблемы у него вполне серьезные, но Хань Хань, да и сам мир фильма, отказывается воспринимать его всерьез, то и дело ставя в курьезные и откровенно дурацкие ситуации. Массу гэгов Хань Хань извлекает из его лучшего друга и штурмана в исполнении Эндрю Иня, которого окружающие часто воспринимают как девушку.
Безусловно, «Пегас» мог быть лучше – в первую очередь, пострадал финал, в котором Хань Хань словно бросает руль сюжета, отправляя своего героя в красивый, но довольно бессмысленный неконтролируемый полет. Как уже было сказано выше, основная сюжетная линия отдает вторичностью. А история маленького сына Чжан Чи осталась недоразвитой – такое ощущение, что с ним планировалась какая-то дополнительная линия, но времени на ее развитие не нашлось, так что на выходе мальчик болтается где-то рядом ненужным и неоправданным балластом. Но все это – не такие уж значимые промахи, чтобы сбрасывать «Пегас» со счетов, благо что, несмотря ни на что, фильм получился динамичным, смешным, в нужные моменты проникновенным и весьма эффектным в своих гоночных сценах – завершающая фильм гонка по горам выглядит очень даже зрелищно.